Несмотря на технический прогресс, железная дорога на протяжении многих лет остается самым популярным пассажирским и грузовым транспортом России. Дело не только в удобстве доставки людей, перевозки грузов или стабильности работы РЖД, но отчасти и в особой романтике железных дорог: красивых пейзажах за окном, ритмичном перестуке колес, уплывающих вдаль деревушках и городах, а также многочисленных станциях.
Будь то пассажирские, технические участковые станции или любые иные – на каждой из них по-своему кипит жизнь: эхом перекатываются в пространстве информационные и предупреждающие объявления дикторов о передвижении и маневровых действиях на станции; ответственные железнодорожники в оранжевых жилетах деловито простукивают колесные пары вагонов, тщательно готовя составы к безопасному передвижению.
Вам будет интересно:Основа, стили и структура переговоров
Раздельные пункты
Организовать движение поездов помогает условное разъединение всего пути на раздельные пункты:
- станции;
- обгонные пункты;
- разъезды;
- путевые посты;
- автоблокирующие светофоры (проходные);
- блок-участки автоматического реагирования локомотивного оборудования (самостоятельного средства сигнализации подвижного состава).
Вам будет интересно:Торговый центр "Радуга" в Перми: описание, адрес и часы работы
Все раздельные пункты, в том числе пассажирские остановки и вспомогательные посты, имеют свои номера и наименования, размещенные с правой и левой сторон фасадов зданий, а также на краях посадочных платформ, которые видно при движении с любой стороны.
Остановка железнодорожного транспорта
Эксплуатация жд станций является важной составляющей в организации работы всей отрасли железнодорожного транспорта.
Каждая станция относится к одному из видов раздельных пунктов и имеет определенное путевое развитие. Имеющиеся на станциях возможности позволяют осуществлять различные ж/д манипуляции:
- отправку, прием, обгон, скрещение поездов;
- выдачу и прием багажа, различных видов грузов либо грузобагажа;
- предоставление сервиса для пассажиров железной дороги;
- действия маневренных бригад по переформированию и техническому обслуживанию поездов (при развитости путевого аппарата).
Любая жд станция подразумевает наличие обязательных элементов и включает:
Классификация железнодорожных станций
В зависимости от назначения и функционала станции делятся на категории:
Сколько раздельных пунктов на РЖД
В сети железных дорог Российской Федерации насчитывается большое число раздельных пунктов. С учетом разновидностей станций их количественный состав таков:
- сортировочные – 95;
- грузовые – 680;
- пассажирские – 57;
- участковые – 350;
- промежуточные станции, разъезды и обгонные участки пути – 4404.
Участковая станция
Согласно статистике, среди всех станций РЖД очень много участковых. Они относятся к станциям первого и второго классов, значит, имеют некоторый приоритет в плане бюджетного финансирования и определения размеров заработной платы, зависящих от сложности производимых на станции операций и объемов осуществляемых работ. Основное назначение участковой станции – обработка всех видов транзитных поездов, обслуживание подъездных путей и переформирование (сортировка) участковых, вывозных и сборных поездов посредством маневренных операций.
Расстояние от одной такой станции до другой составляет от полутора до трех сотен километров. Данная величина пути обусловлена необходимостью замены локомотивов и обслуживающих их бригад через пять часов пути.
Как и любая другая, характеристика участковой станции подразумевает описание ее особенностей и наличия специальных объектов. Станции этого вида обычно включают:
- два-три парка путей по приему-отправке поездов;
- спецэкипировочный пункт по обслуживанию локомотивов (ПТОЛ);
- пункт техобслуживания вагонов (ПТОВ);
- вагонные депо;
- депо локомотивов: основные или оборотные;
- товарные конторы;
- станционные техноцентры (СТЦ).
Организация работы на станции
Технологический процесс участковой станции подразумевает работы с грузовыми и пассажирскими поездами. Обработка вагонов грузовых составов осуществляется по цепочке: технический осмотр – коммерческий осмотр – безотцепочный ремонт. Подлежащие расформированию на станции сборные и участковые поезда оказываются сначала на вытяжном пути, далее распускаются в сортировочном парке. При значительных объемах для расформирования составов используется горка. Под выгрузку вагоны направляют на подъездные пути и грузовой район.
Пассажирские поезда, останавливающиеся на станции, попадают на предназначенные для них пути: главные и приемо-отправочные. Технологическая цепочка для обработки пассажирских вагонов такова: высадка-посадка людей – почтово-багажные погрузочно-разгрузочные работы – техосмотр вагонов – безотцепочный ремонт. Всеми производимыми на станции работами руководит главное ответственное лицо – дежурный по станции. Он же координирует работу обслуживающего персонала.
Благодаря слаженным действиям работников участковых станций, обслуживающих транзитные поезда, и стабильной работе всех звеньев РЖД, данный вид транспорта по сей день является самым безопасным и востребованным.
Отправляйтесь в дорогу смело. Счастливого пути!