Стабильная и безопасная работа железнодорожного транспорта, обеспечивающего пассажиро- и грузоперевозки, невозможна без организации четко структурированной системы обслуживания поездов. В перечень технологических операций данной системы входит не только ремонт и обслуживание, но и в комплексной форме управление эксплуатационными процессами – в том числе с подключением автоматических устройств.
Такая инфраструктура называется локомотивным хозяйством и на нынешнем этапе развития переживает процесс трансформации в более прогрессивную форму организации с новыми и более эффективными экономико-техническими методами управления.
Основные понятия
Вам будет интересно:Строительство электростанций в Крыму. Энергетика Крыма
В первую очередь следует определиться с самим понятием локомотива. Это тяговый железнодорожный транспорт, который приводит в движение вагонный состав. К локомотивам, в частности, относятся тепловые, паровые, дизельные и электрические самоходные железнодорожные машины. Во многом особенности устройства силовой тяги конкретного локомотива и определяют требования к организации пунктов технического обслуживания.
Что же касается устройства локомотивного хозяйства, то оно представляет собой многофункциональную инфраструктуру, ориентированную на решение широкого спектра технико-эксплуатационных задач от заправки локомотива до его диагностики, ремонта и временного содержания. Очевидно, что подобные функции невозможно решить без специально организованного технологического комплекса агрегатов и сооружений, размещенных на специально подготовленной территории с привязкой к рабочей железной дороге.
Вам будет интересно:Осушение почвы: понятие, назначение, способы и методы проведения работ
Место, где располагается данное хозяйство, также называется тяговой территорией. Участок под нее подбирается заранее – это должна быть местность с ровным рельефом и подходящей топографической схемой, а также технологическими возможностями связи с магистральными инженерными коммуникациями.
Что входит в состав локомотивного хозяйства?
Независимо от типа инфраструктуры, обслуживающей локомотивную ЖД-технику, она должна содержать достаточные производственные фонды для выполнения технологических операций, благодаря которым может поддерживаться исправное функционирование транспорта. Основу составляют линейные здания, в которых размещается оборудование для ремонта, отделы мастерских, склады для хранения инвентаря и горюче-смазочных материалов, коммуникационные отделы и т.д.
Площадки для технологических операций
Вам будет интересно:Книги по личному брендингу. Обзор и рекомендации
Не обходится организация локомотивного хозяйства и без технологических участков, где выполняются следующие операции:
- Набор топлива. Специальные пункты, обеспечивающие локомотивы топливом как энергетическим ресурсом для поддержки движения. Как правило, такие пункты размещаются на деповских станциях и лишь в случае применения твердотопливных материалов (дрова, торф) пополнение может производиться на промежуточных станциях.
- Набор обтирочных, смазочных и осветительных средств и материалов. Также обеспечивается через депо.
- Набор песка. Производится на основных депо или на станциях с оборотными депо.
- Очистка топок. В том или ином виде локомотивное хозяйство должно располагать средствами для периодической проверки и очистки от накопленной изгари и шлака камер сгорания целевого транспорта.
- Набор воды. Паровозы требуют регулярной заправки водой и емкостей баков тендера. Карта с точками заправки зависит от профиля пути и характеристик самого локомотива.
Депо как основа хозяйства
Базовые технологические операции, связанные с подготовкой и содержанием локомотивов, производятся в депо. Это линейное здание технического обслуживания или комплекс сооружений, вокруг которых устраиваются дополнительные площадки и средства подготовки транспорта к работе. В частности, сотрудники депо выполняют промывку топливной системы, заправку, осмотр, ремонт и диагностику техники.
В отличие от депо вагонного хозяйства, локомотивные стоянки такого типа обеспечиваются специальными помещениями для экипировки. Под экипировкой в данном случае понимается комплексное снабжение горючими, смазочными, обтирочными и осветительными устройствами и материалами. Выделяют и особую разновидность оборотных депо.
Если основные станции техобслуживания преимущественно ориентируются на обслуживание, то оборотные пункты служат для временного содержания и технологических процессов, не связанных напрямую с задачами технической подготовки локомотива. В таких депо, к примеру, может изменяться направление движения локомотива и т. д.
Сооружения в составе хозяйства
Важнейшим зданием, которое может располагаться как в депо, так и в формате отдельного линейного объекта, является мастерская. На ее базе выполняются практически все ремонтно-восстановительные операции, а также осмотр и диагностика. Может быть организовано и собственное производственное сооружение локомотивного хозяйства, на котором выпускаются запасные части, бандажи, трубы, рессоры и другие элементы с расходниками для железнодорожного транспорта.
В ином случае организуется поставка запчастей от специализированных производителей. Кроме зданий, которые участвуют в обслуживании локомотивов, есть группы служебных и хозяйственных объектов, предназначенных для поддержания работоспособности основного депо и его смежных сооружений. Это могут быть инженерно-технические помещения, склады, ангары, стояночные площадки, административно-технические и диспетчерские конторы. В отдельном порядке создается инфраструктура для обеспечения нужд персонала с парикмахерскими, столовыми, душевыми, комнатами отдыха и т. д.
Строительно-конструкционное устройство хозяйства
Эксплуатационные процессы в рамках локомотивных и вагонных хозяйств требуют изначального создания необходимой строительной базы для последующего инфраструктурного благоустройства тяговой территории. Основу площадки образуют фундаменты – как правило, используется прочный массив из кирпичной кладки или железобетонной платформы. На этой базе размещаются стены, полы и перегородки. К примеру, на ответственных участках локомотивного хозяйства укладываются напольные покрытия из метлахских плиток.
В нормальных условиях эксплуатации подстилающий слой обрабатывают посредством тщательной трамбовки грунта и кирпичным щебнем. Заранее продумываются и инженерные каналы. Технологические каналы для осмотра локомотивов имеют глубину в 1 м, а канализация прокладывается до ближайшего очистительного колодца, причем на этом пути должны устраиваться и фильтрующие барьеры, ориентированные на особый характер содержащихся в стоках примесей.
Локомотивное энергохозяйство
Обеспечение работы многих процессов в железнодорожной обслуживающей инфраструктуре требует подключения значительной силовой тяги. В данном случае речь идет о поддержке функции ремонтных станков, подъемников, кранов, вентиляторов, насосно-компрессорного оборудования и т.д. Для этого необходима механическая энергия, вырабатываемая гидравлическими и электрическими двигателями.
Комплексно сооружения и устройства локомотивного хозяйства обеспечиваются энергией от теплоэнергоцентралей – станций, которые локально генерировали энергию в нужных объемах. В качестве исходного топливного сырья по сегодняшний день в основном используются твердотопливные материалы, но уже в виде пеллетов и других биологических гранул. При сжигании они дают высокую тепловую мощность, обеспечивающую работу паровых турбин, которые, в свою очередь, преобразуют энергию горячего пара в механическую работу.
Системы управления хозяйством
Управляющая структура в железнодорожной отрасли базируется на территориально-производственном принципе контроля транспортных сетей. Применительно к локомотивной системе обслуживания выделяется технологическая организационная функция, которая регулирует разные аспекты управления трудовыми, материальными и административными ресурсами.
С точки зрения практического управления локомотивным хозяйством, следует выделить следующие методы контроля инфраструктуры:
- Административно-плановый. Разрабатывается стратегия обустройства, поддержания рабочего состояния и технологического развития конкретного хозяйства с учетом определенной базы ресурсов и требований к производительности.
- Организационный. Предполагается создание управляющей структуры с четким определением иерархии служб, отделов и подразделений, которые отвечают за деятельность хозяйства при выполнении тех или иных функций.
- Оперативный. Низший уровень управления, который сводится к принятию штатных и внештатных решений в процессе эксплуатации локомотивов в «полевых» условиях.
Заключение
Железная дорога относится к наиболее консервативным видам транспорта, однако признаки технологического продвижения отмечаются в том числе и в подходах к обслуживанию локомотивов. В инфраструктуре российских ЖД это по большей части связано с внедрением средств автоматизированного управления. Например, локомотивное хозяйство РЖД, которое находится под контролем 16 дорожных дирекций, имеет комплексную автоматизированную систему управления.
Такой подход к ведению хозяйственной деятельности позволяет в оптимизированном формате производить анализ состояния транспорта, планирование ремонта и управление материально–техническим обеспечением в автономном режиме. Это позволяет не только сокращать затраты на поддержку широкого спектра технико-эксплуатационных операций, но и задавать совершенно иной уровень надежности и безопасности работы тяговой железнодорожной техники.