Королевство Швеция входит в число стран мира, которые способны сами производить высококлассные самолеты. Военная авиация и гражданские лайнеры этой страны – особенное событие в самолетостроении. Машины не спутаешь ни с какими другими. Они отличаются особой изысканностью форм и изяществом конструкторских решений.
Начало истории
Компания «СААБ» была основана более 70 лет назад, в 1937 году. Ее основной задачей было производство военных самолетов. Аббревиатура «СААБ» (SAAB) расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget, что в переводе со шведского значит «компания Швеции, производящая самолеты».
Первые самолеты «СААБ»
Вам будет интересно:ТК "Центральный рынок" в Уфе: адрес и описание
Королевство в те времена располагало немецкими, голландскими, американскими и британскими летательными аппаратами, однако правительство приняло решение начать строительство собственных самолетов по лицензии американской компании «Нортон» и германской «Юнкерс». Для этого был построен завод в городе Тролльхеттан.
Практически в момент создания завода началась Вторая мировая война, при этом Швеция, оставаясь нейтральной страной, в стороне от выпуска военных самолетов не осталась. В 1940 году «СААБ» выпустил первый бомбардировщик «СААБ В-17». В это же время на заводе начались разработки истребителя-штурмовика J-21.
Вам будет интересно:Сеть суши-магазинов MyBox: отзывы, ассортимент, адреса, режим работы
Современники отмечают, что бомбардировщики «СААБ прекрасно зарекомендовали себя в ходе войны. Считались самыми скоростными самолетами среди аналогичных по классу. Фото самолетов «СААБ» того времени уже позволяют оценить неординарность конструкторских решения специалистов-разработчиков этой шведской компании.
Несмотря на то что Швеция не участвовала в боевых действиях на своей территории, «СААБ» продолжал разрабатывать новые военные авиационные модели, тем самым заложив традицию готовить талантливых инженеров, конструкторов и производственных специалистов. Перед окончанием войны самолеты уже производились на двух заводах в Швеции, но завершение боевых действий привело к резкому снижению запросов на военную авиацию.
Первые послевоенные самолеты
Вам будет интересно:ТЦ "Центральный" (Центральный рынок) в Уфе - лучшее место для шоппига и развлечений
После поражения Германии «СААБ» в числе других фирм, которые раньше были задействованы на производстве оружия, встал перед проблемой - что делать дальше? С 1949 года компания начала выпускать автомобили. Однако и работы по созданию «СААБ» военных самолетов не прекращались. Предприятие продолжило выпуск авиационной техники как военного назначения, так и мирного.
Статистика говорит о том, что за всю историю компании на основном производстве «СААБ» было выпущено более 4000 самолетов 13 разных видов.
Швеция всегда была страной вооруженного нейтралитета. Вследствие этого ее разработки в области авиастроения основывались на собственных технологиях. Компания создавала собственные боевые самолеты, которые находились на вооружении ВВС королевство с середины пятидесятых годов прошлого века.
Шведская авиастроение в послевоенное время берет свое начало с самолета «СААБ J-21». Эта машина была примечательна тем, что являлась единственным военным самолетом в мире, который выпускался как с поршневым двигателем (во время войны), так и с реактивным.
Однако первым настоящим реактивным самолетом, ставшим известным на мировой арене, явилась реактивная машина J-29 со стреловидным крылом. Первый полет был осуществлен в сентябре 1948 года. Во время серийного производства с 1950 по 1956 года выпустили 661 машину.
За специфическую форму самолет получил прозвище «Туннан», что на шведском означает «бык».
Известен он и тем, что на одной из серийных машин шведский летчик в мае 1954 года побил мировой рекорд скорости, пролетев 500-километровый круг со скоростью более 970 км/ч - это больше державшегося два года рекорда американского самолета F-86 «Сейбр».
Подтверждение уровня среди мировых авиастроителей
Позже на замену J-29 стали поступать J-32 «Лансен» и J-35 «Дракен», но заменяемый «Туннан» оставил в истории Швеции славную страницу. Он первый истребитель шведских ВВС, который принимал участие в боевых действиях за пределами страны - в Республике Конго (Африка) в 1961-1962 годах.
Более того, J-29 стал родоначальником и другой традиции. Это первые самолеты, которые начали поставлять в другие страны: в 1961 году они были приняты на вооружение в Австрии, выиграв конкурс у МиГ-17 и F-86 «Сейбр».
Вам будет интересно:Станки для лазерной резки ткани. Критерии выбора
Следующим самолетом «СААБ» стал J-32 «Лансен». Первый раз он взлетел осенью 1952 года. А через год, в 1953 году, преодолел звуковой барьер при пикировании. Предполагался к выпуску как ударный штурмовик, морской разведчик, всепогодный истребитель-перехватчик.
Принятие на вооружение J-32A состоялось в 1955 году. Этим самолетом ознаменовалось начало активного перевооружения ВВС Швеции. На замену старым поршневым стали поступать современные реактивные самолеты. Всего в период с 1955 - 1958 годы «СААБ» для нужд ВВС Королевства передал 287 истребителей этого типа.
Сверхзвуковые самолеты
К концу пятидесятых годов прошлого века авиационные державы активно проводили работы по созданию сверхзвуковых истребителей. В эту гонку включился и «СААБ».
Проектирование нового истребителя с уникальными, новыми для того времени формами, привело к созданию самолета, который поставил Швецию в один ряд с передовыми авиационными державами.
Этим самолетом стал истребитель с названием «Дракен».
Первый образец показали публике летом 1955 года. В октябре этого же года истребитель совершил первый полет. В серию вышел как J-35А «Дракен», полномасштабное производство началось с середины 1959 года.
Всего «СААБ» выпустил 612 самолетов. Они поставлялись и на экспорт, их закупала Австрия, Дания, Финляндия и Швейцария.
В конце пятидесятых годов «СААБ» приступил к разработке учебно-тренировочного истребителя «СААБ-105». Он представлял себя из себя высокоплан со стреловидным крылом. В ряд устанавливалось 2 сиденья с возможностью расширения до 4. Два турбореактивного двигателя обеспечивали прекрасную тягу. Самолет «СААБ», предназначавшийся для учебных целей, впоследствии стал одним из самых универсальных в мире среди военных машин этого типа. Первый «СААБ-105» совершил полет в июне 1963 года.
Его можно было быстро трансформировать в боевую машину. С 1964 года королевские ВВС Швеции официально приняли его на вооружение как основной учебно-тренировочный самолет.
В середине 60-х годов прошлого века компания начал разрабатывать машину для обеспечения наземный поддержки войск. Предполагалось, что характеристики самолета «СААБ» должны были обеспечить борьбу с быстроходными водными средствами противника и диверсионными группами. Для этих целей разработали ударный Sk.60G, который был принят на вооружение весной 1972 года.
С учетом ландшафта Швеции одним из главных требований, предъявляемых ВВС Королевства производителям авиационной техники, были высокие взлетно-посадочные характеристики машин. Они должны были осуществлять посадку и взлет в условиях отсутствия подготовленных взлетно-посадочных полос. Этим требованиям должен был отвечать истребитель третьего поколения, которым хотели заменить «Лансен» и «Дракен».
Для выполнения поставленных задач конструкторы предложили использовать особую конфигурацию планера - «двойной треугольник». Конструкция обеспечивала заданные характеристики на малых скоростях и сохраняла высокие показатели на сверхзвуковых.
Первый опытный образец построен в ноябре 1966 года, а первый полет совершен в феврале 1967 года. Название самолета - J-37 «Вигген».
Однако в серию самолет сразу не пошел, так как были выявлены некоторые недостатки.
Серийный самолет взлетел первый раз в феврале 1971 года, и в этом же году поставлен на вооружение. Использовался ВВС Королевства до 2005 года. Всего было построено 110 истребителей «Вигген».
Самолет нового поколения
В начале семидесятых годов прошлого века в Швеции начались опытно-конструкторские разработки нового истребителя. Он должен был в последующем заменить J-37 «Вигген», который оказался слишком дорогим в производстве, и устаревшие самолеты «СААБ-105». Новый самолет должна была разрабатывать промышленная группа, в состав которой входил и «СААБ».
Опытный образец «Гриппен 39-1» совершил полет в декабре 1988 года, однако его первые испытания прошли неудачно. В начале февраля первый экземпляр во время посадки разбился. Авария привела к серьезному замедлению работ, которые были завершены только в конце 1991 года.
Первый серийный истребитель «Гриппен» королевские ВВС получили в конце осени 1994 года. Эти самолеты отличались еще и тем, что полностью соответствовали стандартным предъявляемым НАТО. Это давало возможность использовать их в боевых операциях этой организации.
Истребители «Гриппен» поставлялись в ВВС Венгрии и Чехословакии (в аренду было передано по 14 самолетов), в ЮАР было поставлено 26 машин, в Таиланд - 6 штук.
В настоящее время ВВС Швеции насчитывает более 330 летательных от «СААБ».
На вооружение ВВС Швеции находятся и самолеты дальнего радиолокационного обзора, созданные на базе гражданского опыта «СААБ-340».
Пассажирские самолеты для региональных перевозок
Первый пассажирский самолет компания начала проектировать в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века совместно с американской компаний «Фэйрчайлд». Был известен под аббревиатурой SF-340. Первый полет лайнера состоялся в 1983 году. На следующий год он пошел в серию и начал выполнять коммерческие полеты.
После того как «Фэйрчайлд» прекратила сотрудничество с «СААБ», компания продолжила самостоятельно выпускать самолет «СААБ-340 А». Это была достаточно популярная машина у тех авиакомпаний мира, которые нуждались в небольшом самолете, вмещающим от 30 до 40 пассажиров.
С 1989 года началось производство нового самолета с более мощным двигателем, великолепной шумоизоляционной системой и усовершенствованным горизонтальным оперением. Новый самолет назвали «СААБ-340 B».
Впоследствии компания начал работать над развитием этой модели. В результате проведенной работы в 1994 году был выпущен новый самолет «СААБ-2000». Его фюзеляж был удлинен, и вместимость возросла до 50 человек. Он получил больший размах крыла и новые двигатели с шестилопастными винтами. Он стал самым скоростным турбовинтовым самолетом в современной истории, однако через некоторое время серьезную конкуренцию ему составили самолеты Bombardier CRJ и Embraer ERJ, что привело к резкому падению продаж «СААБ-2000». Спрос на них сократился практически до нуля, а в 1999 году производство и вовсе было прекращено.
Всего с 1983 по 1999 год произвели 456 моделей «СААБ-340» и 60 самолетов «СААБ- 2000».
Конец истории
В 2011 году компанию «СААБ» признали банкротом. Купила ее шведско-китайская структура NEVS, однако права на использование аббревиатуры «СААБ» ей переданы не были, поэтому с большей степенью вероятности можно констатировать, что эта марка ушла в историю окончательно.