28-11-2018 00:20

Психологическая сказка: описание, особенности применения

Когда-то давно, в детстве, наши мамы и бабушки читали нам на ночь сказки, даже не подозревая о том, что, быть может, таким образом они пользовались одним из наиболее эффективных методов психологического коррекционного воздействия – сказкотерапией. Психологическая сказка для детей считается средством их приобщения к миру жизненных ситуаций, поворотам судьбы, истории. Это так называемый ключ к изменению и познанию всего окружающего, к его созидательному и творческому преобразованию. Прослушивая зачитываемую ему историю, малыш отчасти живет в нереальном, воображаемом мире, мысленно перестраивая все события и себя самого в цепи этих событий. Иными словами, именно отсюда ребенок черпает свои первые сведения о реальности, которую ему еще не представлялось возможным познать, а также о будущем, о котором ему еще не приходилось задумываться. В чем же кроется главный смысл и основные принципы применения психологических сказок для детей?

Суть сказкотерапии

Первая помощь при сотрясении головного мозга: порядок действий, основные правила поведения, советы и рекомендации врачейВам будет интересно:Первая помощь при сотрясении головного мозга: порядок действий, основные правила поведения, советы и рекомендации врачей

Подобный психологический процесс дает возможность ребенку осознать и понять смысл своих проблем, увидеть рациональные пути их решения. Быть может, это покажется чем-то сверхъестественным, но, на самом деле, метафоры из сказок ввиду присущих им особенных свойств выступают в роли построения взаимосвязей и взаимопонимания в кругу детей, а также рычагом формирования соответствующего отношения к себе как к индивидууму. Ведь так оно и есть: в сказочных повествованиях содержится полная информация о динамике и развитии жизненных процессов. Здесь можно выявить ряд существующих проблем, равно как и способов их разрешения. И самый главный момент заключается в том, что в сказке может таиться символическое своеобразное предупреждение о тех или иных событиях, о том, как будет развиваться ход действий в дальнейшем. А в этом ведь и заключается главная суть коррекционной работы: ребенок знакомится с реалиями жизни на примере персонажей из сказок.

Периодизация Пиаже: описание, критерии, стадииВам будет интересно:Периодизация Пиаже: описание, критерии, стадии

В основе теории Корнея Ивановича Чуковского лежала мысль о том, что главной целью сказки считается воспитание в ребенке человечности – этой «дивной способности волноваться по поводу чужих несчастий, радоваться удачам другого, переживать чужую судьбу, как свою». Он предполагал, что сказка имеет способность совершенствовать, обогащать и гуманизировать детскую психику, ввиду чего каждый ребенок, слушающий сказочное повествование, начинает чувствовать себя в роли активного ее участника, отождествляя себя с тем героем, который несет в себе идеи добра, справедливости, свободы.

Главный смысл терапевтических сказок заключается в том, что здесь ведущий персонаж сталкивается со своими основными страхами, отчаянно пытаясь их преодолеть. Зачастую все события в повествовании вымышленные и нереальные. Бывает так, что помимо главного героя задействованы еще один или несколько второстепенных – так называемых помощников, способствующих достижению главным героем успеха. Они либо обладают сверхсилой, либо специальными возможностями. Выбранная в подобном ключе сказка способствует сравнению ребенка себя с персонажем, что позволяет ему овладеть большей решимостью и сделать выбор в сторону правильного решения на пути преодоления собственных страхов. Так, корректно подобранная психотерапевтическая сказка способна творить поистине настоящие чудеса.

Зависимость от гаджетов у детейВам будет интересно:Зависимость от гаджетов у детей

Работа с ребенком

Предназначение

Психологические сказки для детей разного возраста обладают удивительной силой эмоционального воздействия на их внутренний мир, являясь при этом мощнейшим рычагом духовного развития. Именно содержание подобных повествований и включенное в его смысл символическое отражение психологических явлений позволяют сказкам стать главным инструментом, оказывающим существенное влияние на становление детского мировоззрения.

Если говорить о частном порядке, можно показать пример на рядовом психологе дошкольного или общеобразовательного учреждения. В работе с детьми специалист регулярно задается двумя основными вопросами: «Как?» и «Что?». К примеру, оказывая ежедневно учащимся психологическую помощь, психолог пытается найти выход из сложившейся ситуации и понять, что именно произошло, как можно помочь ребенку преодолеть его трудности. Решить проблему с тем, что конкретно беспокоит маленького пациента, профессионалу помогут различные методы, такие как психодиагностика, наблюдение, беседа с родителями, разговор с учителями и так далее. А вот после получения ответа на этот вопрос приходится переходить ко второму, более значимому. И здесь на помощь приходят психотерапия и психокоррекция, одной из составляющих которых является психологическая сказка и анализ реакции, вызванной ею у детей.

Градация сказок по возрастной категории

Каждому возрасту присуща своя методика подбора тематических сказок. И смысл каждой из них направлен на достижение конкретной цели, а именно – ликвидации страхов у ребенка, возникших ввиду каких-либо особых внешних факторов. Зачастую детские страхи схожи между собой, поэтому специалистами в сфере детской психологии была разработана целая система, разделенная по различным возрастным показателям и предусматривающая ориентированность на конкретную детскую фобию.

  • Психологические сказки для детей 3 лет. В этом возрасте посредством чтения увлекательных волшебных историй ребенку прививают чувство привязанности, заботы, внимания. Психология ребенка корректируется с учетом ориентирования на зарождение в нем чувств сострадания, созидания, любви к родителям, братьям, сестрам – словом, ближним. Кроме того, психологические сказки для детей 3 лет направлены на борьбу с таким аспектом в воспитании, как неумение и нежелание делиться. Методом аналогии родители (воспитатели) стараются на примере персонажей из сказок показать, как можно жить дружно и не ссориться с окружающими, научившись делиться поровну своим имуществом. Проводимый ребенком на доступном ему уровне анализ психологической сказки в 3 года позволяет ему понять, что отдавать так же приятно, как и получать. Дарение предметов собственного обихода (игрушки) или элементов съестного (сладости и конфеты) осуществляются взамен на просьбу или ввиду соответствующей причины – в качестве подарка к празднику. Понятно, что в этом возрасте ребенок еще не способен мыслить так широко, как взрослый человек. Но на данном этапе зарождения его человеческих способностей даже в 3 года психологическая сказка способна возыметь свой эффект и стать начальным механизмом в коррекции восприятия ребенком окружающей среды и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. И практика сегодняшнего дня это подтверждает.
  • Психологические сказки для детей 4 лет. На данном этапе развития детской психологии краткие повествования направлены на ликвидацию у ребенка общих страхов, наиболее распространенными из которых считаются боязнь темноты и ночные кошмары. Все мы помним, как в детстве нас пугали несуществующим «бабайкой». Нет-нет, да и вспоминается то время, когда страшно было войти в собственную комнату, если там не горел свет. Терапия сказками с психологическим подтекстом направлена на избавление или хотя бы минимизацию панической активности в мышлении четырехлетнего ребенка, проявляющейся в страхе и боязливости.

Типологии характера в психологии. Классификация акцентуаций характера по А. Е. ЛичкоВам будет интересно:Типологии характера в психологии. Классификация акцентуаций характера по А. Е. Личко

Детские страхи

  • Психологические сказки для детей 5 лет. Они зачастую направлены на лишение ребенка страхов расставания с мамой, а также паники, возникающей в случаях, когда малыш остается в одиночестве (в гостях). Возникающие по этой причине переживания и тревоги способны серьезно расстраивать малыша, влияя на его психику негативно. Ввиду этого психологами ДОУ разработаны не только повествовательные чтения, но также и игровые мероприятия с участием детей в постановках, составленных по заранее спроектированному тематическому сценарию. В возрасте 5 лет психологическая сказка или инсценировка ситуаций, потенциально вызывающих у малышей страх, позволяет им найти выход из неприятного для них положения посредством решения, показанного или рассказанного, в сказочной миниатюре. Это один из самых мягких, но при этом самых действенных методов ликвидации детских фобий.
  • Психологические сказки для детей 6 лет. На данном жизненном этапе ребенок зачастую переживает проблему, связанную с неуверенностью в себе. Это типичная ранняя детская закомплексованность, основанная на страхе сделать что-то не так. Психологическая сказка в 6 лет окажет более эффективное действие, если будет использоваться в качестве домашней терапии не только родителями, но и педагогами воспитательных учебных заведений. Комплексный подход дает возможность глубоко рассмотреть проблему со всех сторон и закрыть ее еще на ранних этапах ее проявления.
  • Психологические сказки для детей 7 лет. Зачастую этот возраст ознаменован проблемами подавления в ребенке упрямства, своеволия, капризов, протестов, бунта и крика, основанного, как правило, на ревностном отношении к брату (сестре) или возникшего на почве конфликта со вторым малышом в семье. Психологическая сказка в 7 лет способна открыть ребенку глаза на возможность мирного сосуществования. Добрые повествования с акцентированным психологическим подтекстом на примере поведения персонажей аргументируют отсутствие необходимости в спорах и междоусобицах с младшим братом или сестрой. Учителями и психологами воспитывается таким образом любовь детей к семье, к близкому человеку, к родным.
  • Психологическая сказка для детей в 10 лет. Это как раз тот самый возраст, когда бунтарство и упрямство проявляются ребенком по причине нежелания учиться, ходить в школу, учить уроки, выполнять домашние задания. Эдакий крик детской души. Он совершенно не обоснован, но в обязательном порядке в большей или меньшей мере присущ каждому ребенку этого возраста. Помимо психотерапевтических повествований, здесь уместны регулярные беседы родителей с малышом, попытки разъяснить ему смысл и необходимость посещения школьного учреждения. Немаловажную роль в этом ключе может сыграть и правильно построенный диалог, позволяющий объяснить ребенку на примере, как важно быть образованным человеком и не упускать возможности учиться сейчас, пока еще не поздно.

Функции сказкотерапии

Несомненно, как и каждая психотерапевтическая процедура, чтение сказок с соответствующим подтекстом предусматривает присутствие функциональной составляющей в проведении подобного рода мероприятий. Какими функциями обладает сказкотерапия?

  • Коммуникативная – предусматривает возникновение интенсивного эмоционального резонанса как у детей, так и у взрослых. Это обусловлено тем, что главная идея сюжетной линии сказки обращена сразу к двум уровням психического восприятия: к сознанию и подсознанию, что дает возможность создавать особые условия для коммуникаций.
  • Ассоциативная – при помощи метафоры отражается главная идея, как носитель информации. За счет ассоциативного мышления дети познают смысл жизненно важных явлений, жизненных ценностей, внутреннего мира автора (если сказка авторская).
  • Информативная – посредством подобных психологических работ ребенок познает много нового для себя. Ему предоставляется возможность узнать, кем и как был создан мир, что происходит с людьми в разные периоды их жизни, каковы этапы процесса самореализации мужчины и женщины по отдельности, какие преграды и препятствия на пути могут встретиться в жизни человека, а самое главное – как эти преграды и неудачи можно преодолеть. Кроме того, дети питают информацию о том, как ценна дружба и любовь, какие ценности необходимо для себя определить в первую очередь, как выстраивать отношения с близкими, как научиться прощать обиды.
  • Нравственная – используется психологический инструмент формирования у детей так называемого «нравственного иммунитета» и его поддержания в памяти. Это своеобразная способность к противостоянию отрицательным явлениям ментального, духовного, эмоционального характера, проявляемого различными представителями общества.
  • Эстетическая – не только для детей, но и для взрослых психологические сказки являются тем источником вдохновения, который способен повергнуть читателя в состояние эстетически правильного восприятия мира. Это позволяет активизировать свой творческий потенциал, пробовать мечтать, а также познавать мир человеческих взаимоотношений.

Сказкотерапия: эффект

Анализ

Для того чтобы сказка повлияла на ребенка и возымела должный эффект, читатель в лице потенциального психолога, воспитателя, школьного педагога или, в конце концов, родителя должен провести краткий анализ прочитанного ему материала. В свою очередь, данная аналитическая процедура предусматривает выполнение некоторых поэтапных действий.

  • Определение энергоинформационного поля сказки – следует прислушаться к своим ощущениям и полученным после прочтения сказки впечатлениям, после чего зафиксировать их и описать.
  • Определение тематики – логично будет задаться вопросом о том, что собой повествует изложенная сказка и чему она способна научить ребенка. Ответ должен быть рассмотрен с точки зрения четырехуровневой системы оценки: ментальной, эмоциональной, витальной, ценностной.
  • Анализ сюжета – есть смысл задуматься о предмете оригинальности изложенного сюжета и аналитике его жанра. Не лишним будет разбор последовательности описанных в повествовании событий.
  • Анализ персонажей – важно рассмотреть главного героя с четырех сторон: с позиции собственного «я», с позиции выбранной цели, мотива поступков и взаимосвязи с окружающими.
  • Анализ символического поля сказки – стоит отметить самые яркие образы и выявить их конкретное значение на личностном и эмоциональном уровне.
  • Составление заключения о конфликте, описанном в сказке – любая психологическая сказка направлена на достижение конкретной цели, а именно – на формирование у ребенка «нравственного иммунитета», о котором уже было сказано ранее.
  • Определение задач на перспективу – необходимо выявить реакцию ребенка на услышанное и сделать выводы о том, насколько правильно он понял суть поданной ему информации, насколько он уяснил смысл, который хотел передать автор.

Работа с детьми

Принципы

Помимо основных этапов анализа психотерапевтических сказок, существуют определенные принципы, на основе которых строится работа с детьми в данном ключе.

Что это за принципы?

  • Безусловное принятие внутреннего мира ребенка – предусматривает восприятие образов, представленных в сказке, без оценки описанных событий, как единственно верный рациональный сюжет.
  • Объективность – предполагает рассмотрение сказки с нескольких точек зрения, позволяет изучить ее возможные стороны и основополагающие моменты.
  • Результативность – воспроизведение подобного рода сказок ориентировано исключительно на достижение конкретной цели. В данном случае – это формирование задач на перспективу.

Особенности

Ковпак Дмитрий Викторович: биография, библиография, отзывы пациентовВам будет интересно:Ковпак Дмитрий Викторович: биография, библиография, отзывы пациентов

Психологические сказки имеют ряд особенностей, за счет которых способны отличаться друг от друга. Так, при сочинении или чтении сказок, направленных на развитие творческого потенциала у детей, можно подчеркнуть тот факт, что польза от этого хоть и незрима, но по сути своей колоссальна. Психологи выделяют основные три направления в работе с пациентами в этом ключе:

  • Диагностический эффект – определяется главными сценариями, используемыми при определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Педагог определяет черты характера ребенка, обнаруживает его сильные стороны, способности, навыки, умения, таланты, восприятие им окружающего его мира.
  • Терапевтический эффект – предусматривает оказание помощи ребенку в создании им своего образа при конкретных условиях, давая ему возможность настроиться на ту или иную модель поведения с целью достижения поставленной задачи.
  • Прогностический эффект – имеется в виду, что сказкотерапия позволяет ребенку понять, как именно его действия и поведение могут повлиять на его жизнь и общение с окружающими.

Следует отметить, что именно в психологических сказках заложены те неизменные и важные ценности социума, культуры, цивилизации, которые способствуют корректному формированию у детей необходимых нравов и принципов. Но всем им свойственно делиться на подвиды.

Психолог в работе с ребенком

Дидактическая сказка

Пожалуй, это одна из основных разновидностей, встречающихся сегодня в работе психологов с представителями младшего поколения, а именно – маленькими детьми. Ее достаточно часто применяют в тренингах с воспитанниками дошкольных учреждений или общеобразовательных школ. Лишь иногда бывают исключения, когда подобная методика встречается в работе с подростками и взрослыми людьми.

Целью дидактической сказки считается передача новых знаний, умений, навыков, возможность пролить свет на смысл и необходимость конкретных событий. Как правило, подобного плана сказки зачастую заканчиваются чем-то вроде небольшого задания, которое связано непосредственно с тематикой сказки. Это задание ребенку необходимо выполнить дома.

В функции дидактической сказки может выступать просмотр какого-либо мультфильма, отличающегося простым сюжетом, но способным тренировать какой-либо из навыков.

Психологическая сказка

Это своеобразный вид авторской истории, содержащей долю вымысла. Ориентирована такая сказка на то, чтобы слушающий осмыслил важность и серьезность темы, поднятой в повествовании, и принял к сведению основные тезисы, которые должны быть вынесены из ее содержания.

Целью психологической сказки является влияние на личностное восприятие и дальнейшее развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка за счет передачи важной и значимой информации в метафорически ярком виде.

Сказкотерапия в действии

Психокоррекционная сказка

Эта разновидность сказкотерапии предусматривает сочинение и зачитывание ребенку повествования в целях оказания мягкого влияния на поведение и установки малыша. Примечательно, что данная методика не обходит стороной и работу психологов со взрослыми людьми. Изначально подобного плана сказка демонстрирует малоэффективный и недостаточно продуктивный стиль поведения, но впоследствии предлагается альтернатива. При этом все события, происходящие с персонажами психокоррекционного повествования, могут быть сходными с ситуативными обстоятельствами их повседневной жизни, а могут быть выставлены в свете абстрактных метафор.

Важно отметить, что психокоррекционные сказки, которые выступают в качестве работы с абстрактными метафорами, требуют обсуждения и прояснения. Здесь уместным будет дать высказаться ребенку, прослушавшему эту сказку. Довольно часто мнение ребенка расходится с мнением психотерапевта. В таком случае они совместными усилиями придумывают такой вариант сказки, который способен удовлетворить обоих.

Этимологическая сказка

Психологические сказки подобного плана имеют высокую степень воздействия на восприятие ребенка. Они содержательно глубоки, мудры и красивы в подаче. Затрагиваемыми в них темами зачастую являются те, которые описывают человеческое отношение к собственному «я», а также рассматривают взаимоотношение людей друг с другом и с окружающим миром.

Целью такой сказки считается оказание своевременной поддержки, избавление от страданий, помощь в проблемных жизненных ситуациях. В случае с ребенком могут быть включены аспекты его взаимоотношений со сверстниками, общения с педагогами, внутренние конфликты. Подобного плана сказкотерапия направлена на выход из неприятного положения, в котором ребенок чувствует себя зажатым, а также на последующее лечение возможной психологической травмы. Зачастую для создания материала психотерапии в подобном ключе используются религиозные и духовные притчи.

Польза от психологических сказок

Медитативная сказка

Эта разновидность сказкотерапии зачастую выступает в качестве пролога, создания своеобразного настроения перед психотерапевтическим сеансом. Она может быть направлена на выполнение некоторых функций, а именно:

  • активизацию материала бессознательного и перевода его в сознательное;
  • пробуждение личностного и творческого потенциала;
  • мотивирование ребенка на принятие решения.

Особенностью считается то, что у медитативной сказки зачастую не бывает четкой и ясной сюжетной линии, строго ограниченных рамок начала и окончания. Однако, так или иначе, она должна вызвать у слушателя (ребенка) эмоционально яркий отклик, создавая в его воображении сказочные образы и глубоко погружая его в сказочный процесс, позволяя психологу работать с бессознательной составляющей и юнгианскими архетипами.

Нужно отметить, что подобного плана сказки лучше слушать в условиях релаксации. Ребенок должен быть расслабленным, в этом случае осознавать поступающую информацию ему будет намного легче. Наиболее подходящий момент – перед сном.



Источник