Когда-то давно, в детстве, наши мамы и бабушки читали нам на ночь сказки, даже не подозревая о том, что, быть может, таким образом они пользовались одним из наиболее эффективных методов психологического коррекционного воздействия – сказкотерапией. Психологическая сказка для детей считается средством их приобщения к миру жизненных ситуаций, поворотам судьбы, истории. Это так называемый ключ к изменению и познанию всего окружающего, к его созидательному и творческому преобразованию. Прослушивая зачитываемую ему историю, малыш отчасти живет в нереальном, воображаемом мире, мысленно перестраивая все события и себя самого в цепи этих событий. Иными словами, именно отсюда ребенок черпает свои первые сведения о реальности, которую ему еще не представлялось возможным познать, а также о будущем, о котором ему еще не приходилось задумываться. В чем же кроется главный смысл и основные принципы применения психологических сказок для детей?
Суть сказкотерапии
Вам будет интересно:Первая помощь при сотрясении головного мозга: порядок действий, основные правила поведения, советы и рекомендации врачей
Подобный психологический процесс дает возможность ребенку осознать и понять смысл своих проблем, увидеть рациональные пути их решения. Быть может, это покажется чем-то сверхъестественным, но, на самом деле, метафоры из сказок ввиду присущих им особенных свойств выступают в роли построения взаимосвязей и взаимопонимания в кругу детей, а также рычагом формирования соответствующего отношения к себе как к индивидууму. Ведь так оно и есть: в сказочных повествованиях содержится полная информация о динамике и развитии жизненных процессов. Здесь можно выявить ряд существующих проблем, равно как и способов их разрешения. И самый главный момент заключается в том, что в сказке может таиться символическое своеобразное предупреждение о тех или иных событиях, о том, как будет развиваться ход действий в дальнейшем. А в этом ведь и заключается главная суть коррекционной работы: ребенок знакомится с реалиями жизни на примере персонажей из сказок.
Вам будет интересно:Периодизация Пиаже: описание, критерии, стадии
В основе теории Корнея Ивановича Чуковского лежала мысль о том, что главной целью сказки считается воспитание в ребенке человечности – этой «дивной способности волноваться по поводу чужих несчастий, радоваться удачам другого, переживать чужую судьбу, как свою». Он предполагал, что сказка имеет способность совершенствовать, обогащать и гуманизировать детскую психику, ввиду чего каждый ребенок, слушающий сказочное повествование, начинает чувствовать себя в роли активного ее участника, отождествляя себя с тем героем, который несет в себе идеи добра, справедливости, свободы.
Главный смысл терапевтических сказок заключается в том, что здесь ведущий персонаж сталкивается со своими основными страхами, отчаянно пытаясь их преодолеть. Зачастую все события в повествовании вымышленные и нереальные. Бывает так, что помимо главного героя задействованы еще один или несколько второстепенных – так называемых помощников, способствующих достижению главным героем успеха. Они либо обладают сверхсилой, либо специальными возможностями. Выбранная в подобном ключе сказка способствует сравнению ребенка себя с персонажем, что позволяет ему овладеть большей решимостью и сделать выбор в сторону правильного решения на пути преодоления собственных страхов. Так, корректно подобранная психотерапевтическая сказка способна творить поистине настоящие чудеса.
Вам будет интересно:Зависимость от гаджетов у детей
Предназначение
Психологические сказки для детей разного возраста обладают удивительной силой эмоционального воздействия на их внутренний мир, являясь при этом мощнейшим рычагом духовного развития. Именно содержание подобных повествований и включенное в его смысл символическое отражение психологических явлений позволяют сказкам стать главным инструментом, оказывающим существенное влияние на становление детского мировоззрения.
Если говорить о частном порядке, можно показать пример на рядовом психологе дошкольного или общеобразовательного учреждения. В работе с детьми специалист регулярно задается двумя основными вопросами: «Как?» и «Что?». К примеру, оказывая ежедневно учащимся психологическую помощь, психолог пытается найти выход из сложившейся ситуации и понять, что именно произошло, как можно помочь ребенку преодолеть его трудности. Решить проблему с тем, что конкретно беспокоит маленького пациента, профессионалу помогут различные методы, такие как психодиагностика, наблюдение, беседа с родителями, разговор с учителями и так далее. А вот после получения ответа на этот вопрос приходится переходить ко второму, более значимому. И здесь на помощь приходят психотерапия и психокоррекция, одной из составляющих которых является психологическая сказка и анализ реакции, вызванной ею у детей.
Градация сказок по возрастной категории
Каждому возрасту присуща своя методика подбора тематических сказок. И смысл каждой из них направлен на достижение конкретной цели, а именно – ликвидации страхов у ребенка, возникших ввиду каких-либо особых внешних факторов. Зачастую детские страхи схожи между собой, поэтому специалистами в сфере детской психологии была разработана целая система, разделенная по различным возрастным показателям и предусматривающая ориентированность на конкретную детскую фобию.
- Психологические сказки для детей 3 лет. В этом возрасте посредством чтения увлекательных волшебных историй ребенку прививают чувство привязанности, заботы, внимания. Психология ребенка корректируется с учетом ориентирования на зарождение в нем чувств сострадания, созидания, любви к родителям, братьям, сестрам – словом, ближним. Кроме того, психологические сказки для детей 3 лет направлены на борьбу с таким аспектом в воспитании, как неумение и нежелание делиться. Методом аналогии родители (воспитатели) стараются на примере персонажей из сказок показать, как можно жить дружно и не ссориться с окружающими, научившись делиться поровну своим имуществом. Проводимый ребенком на доступном ему уровне анализ психологической сказки в 3 года позволяет ему понять, что отдавать так же приятно, как и получать. Дарение предметов собственного обихода (игрушки) или элементов съестного (сладости и конфеты) осуществляются взамен на просьбу или ввиду соответствующей причины – в качестве подарка к празднику. Понятно, что в этом возрасте ребенок еще не способен мыслить так широко, как взрослый человек. Но на данном этапе зарождения его человеческих способностей даже в 3 года психологическая сказка способна возыметь свой эффект и стать начальным механизмом в коррекции восприятия ребенком окружающей среды и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. И практика сегодняшнего дня это подтверждает.
- Психологические сказки для детей 4 лет. На данном этапе развития детской психологии краткие повествования направлены на ликвидацию у ребенка общих страхов, наиболее распространенными из которых считаются боязнь темноты и ночные кошмары. Все мы помним, как в детстве нас пугали несуществующим «бабайкой». Нет-нет, да и вспоминается то время, когда страшно было войти в собственную комнату, если там не горел свет. Терапия сказками с психологическим подтекстом направлена на избавление или хотя бы минимизацию панической активности в мышлении четырехлетнего ребенка, проявляющейся в страхе и боязливости.
Вам будет интересно:Типологии характера в психологии. Классификация акцентуаций характера по А. Е. Личко
- Психологические сказки для детей 5 лет. Они зачастую направлены на лишение ребенка страхов расставания с мамой, а также паники, возникающей в случаях, когда малыш остается в одиночестве (в гостях). Возникающие по этой причине переживания и тревоги способны серьезно расстраивать малыша, влияя на его психику негативно. Ввиду этого психологами ДОУ разработаны не только повествовательные чтения, но также и игровые мероприятия с участием детей в постановках, составленных по заранее спроектированному тематическому сценарию. В возрасте 5 лет психологическая сказка или инсценировка ситуаций, потенциально вызывающих у малышей страх, позволяет им найти выход из неприятного для них положения посредством решения, показанного или рассказанного, в сказочной миниатюре. Это один из самых мягких, но при этом самых действенных методов ликвидации детских фобий.
- Психологические сказки для детей 6 лет. На данном жизненном этапе ребенок зачастую переживает проблему, связанную с неуверенностью в себе. Это типичная ранняя детская закомплексованность, основанная на страхе сделать что-то не так. Психологическая сказка в 6 лет окажет более эффективное действие, если будет использоваться в качестве домашней терапии не только родителями, но и педагогами воспитательных учебных заведений. Комплексный подход дает возможность глубоко рассмотреть проблему со всех сторон и закрыть ее еще на ранних этапах ее проявления.
- Психологические сказки для детей 7 лет. Зачастую этот возраст ознаменован проблемами подавления в ребенке упрямства, своеволия, капризов, протестов, бунта и крика, основанного, как правило, на ревностном отношении к брату (сестре) или возникшего на почве конфликта со вторым малышом в семье. Психологическая сказка в 7 лет способна открыть ребенку глаза на возможность мирного сосуществования. Добрые повествования с акцентированным психологическим подтекстом на примере поведения персонажей аргументируют отсутствие необходимости в спорах и междоусобицах с младшим братом или сестрой. Учителями и психологами воспитывается таким образом любовь детей к семье, к близкому человеку, к родным.
- Психологическая сказка для детей в 10 лет. Это как раз тот самый возраст, когда бунтарство и упрямство проявляются ребенком по причине нежелания учиться, ходить в школу, учить уроки, выполнять домашние задания. Эдакий крик детской души. Он совершенно не обоснован, но в обязательном порядке в большей или меньшей мере присущ каждому ребенку этого возраста. Помимо психотерапевтических повествований, здесь уместны регулярные беседы родителей с малышом, попытки разъяснить ему смысл и необходимость посещения школьного учреждения. Немаловажную роль в этом ключе может сыграть и правильно построенный диалог, позволяющий объяснить ребенку на примере, как важно быть образованным человеком и не упускать возможности учиться сейчас, пока еще не поздно.
Функции сказкотерапии
Несомненно, как и каждая психотерапевтическая процедура, чтение сказок с соответствующим подтекстом предусматривает присутствие функциональной составляющей в проведении подобного рода мероприятий. Какими функциями обладает сказкотерапия?
- Коммуникативная – предусматривает возникновение интенсивного эмоционального резонанса как у детей, так и у взрослых. Это обусловлено тем, что главная идея сюжетной линии сказки обращена сразу к двум уровням психического восприятия: к сознанию и подсознанию, что дает возможность создавать особые условия для коммуникаций.
- Ассоциативная – при помощи метафоры отражается главная идея, как носитель информации. За счет ассоциативного мышления дети познают смысл жизненно важных явлений, жизненных ценностей, внутреннего мира автора (если сказка авторская).
- Информативная – посредством подобных психологических работ ребенок познает много нового для себя. Ему предоставляется возможность узнать, кем и как был создан мир, что происходит с людьми в разные периоды их жизни, каковы этапы процесса самореализации мужчины и женщины по отдельности, какие преграды и препятствия на пути могут встретиться в жизни человека, а самое главное – как эти преграды и неудачи можно преодолеть. Кроме того, дети питают информацию о том, как ценна дружба и любовь, какие ценности необходимо для себя определить в первую очередь, как выстраивать отношения с близкими, как научиться прощать обиды.
- Нравственная – используется психологический инструмент формирования у детей так называемого «нравственного иммунитета» и его поддержания в памяти. Это своеобразная способность к противостоянию отрицательным явлениям ментального, духовного, эмоционального характера, проявляемого различными представителями общества.
- Эстетическая – не только для детей, но и для взрослых психологические сказки являются тем источником вдохновения, который способен повергнуть читателя в состояние эстетически правильного восприятия мира. Это позволяет активизировать свой творческий потенциал, пробовать мечтать, а также познавать мир человеческих взаимоотношений.
Анализ
Для того чтобы сказка повлияла на ребенка и возымела должный эффект, читатель в лице потенциального психолога, воспитателя, школьного педагога или, в конце концов, родителя должен провести краткий анализ прочитанного ему материала. В свою очередь, данная аналитическая процедура предусматривает выполнение некоторых поэтапных действий.
- Определение энергоинформационного поля сказки – следует прислушаться к своим ощущениям и полученным после прочтения сказки впечатлениям, после чего зафиксировать их и описать.
- Определение тематики – логично будет задаться вопросом о том, что собой повествует изложенная сказка и чему она способна научить ребенка. Ответ должен быть рассмотрен с точки зрения четырехуровневой системы оценки: ментальной, эмоциональной, витальной, ценностной.
- Анализ сюжета – есть смысл задуматься о предмете оригинальности изложенного сюжета и аналитике его жанра. Не лишним будет разбор последовательности описанных в повествовании событий.
- Анализ персонажей – важно рассмотреть главного героя с четырех сторон: с позиции собственного «я», с позиции выбранной цели, мотива поступков и взаимосвязи с окружающими.
- Анализ символического поля сказки – стоит отметить самые яркие образы и выявить их конкретное значение на личностном и эмоциональном уровне.
- Составление заключения о конфликте, описанном в сказке – любая психологическая сказка направлена на достижение конкретной цели, а именно – на формирование у ребенка «нравственного иммунитета», о котором уже было сказано ранее.
- Определение задач на перспективу – необходимо выявить реакцию ребенка на услышанное и сделать выводы о том, насколько правильно он понял суть поданной ему информации, насколько он уяснил смысл, который хотел передать автор.
Принципы
Помимо основных этапов анализа психотерапевтических сказок, существуют определенные принципы, на основе которых строится работа с детьми в данном ключе.
Что это за принципы?
- Безусловное принятие внутреннего мира ребенка – предусматривает восприятие образов, представленных в сказке, без оценки описанных событий, как единственно верный рациональный сюжет.
- Объективность – предполагает рассмотрение сказки с нескольких точек зрения, позволяет изучить ее возможные стороны и основополагающие моменты.
- Результативность – воспроизведение подобного рода сказок ориентировано исключительно на достижение конкретной цели. В данном случае – это формирование задач на перспективу.
Особенности
Вам будет интересно:Ковпак Дмитрий Викторович: биография, библиография, отзывы пациентов
Психологические сказки имеют ряд особенностей, за счет которых способны отличаться друг от друга. Так, при сочинении или чтении сказок, направленных на развитие творческого потенциала у детей, можно подчеркнуть тот факт, что польза от этого хоть и незрима, но по сути своей колоссальна. Психологи выделяют основные три направления в работе с пациентами в этом ключе:
- Диагностический эффект – определяется главными сценариями, используемыми при определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Педагог определяет черты характера ребенка, обнаруживает его сильные стороны, способности, навыки, умения, таланты, восприятие им окружающего его мира.
- Терапевтический эффект – предусматривает оказание помощи ребенку в создании им своего образа при конкретных условиях, давая ему возможность настроиться на ту или иную модель поведения с целью достижения поставленной задачи.
- Прогностический эффект – имеется в виду, что сказкотерапия позволяет ребенку понять, как именно его действия и поведение могут повлиять на его жизнь и общение с окружающими.
Следует отметить, что именно в психологических сказках заложены те неизменные и важные ценности социума, культуры, цивилизации, которые способствуют корректному формированию у детей необходимых нравов и принципов. Но всем им свойственно делиться на подвиды.
Дидактическая сказка
Пожалуй, это одна из основных разновидностей, встречающихся сегодня в работе психологов с представителями младшего поколения, а именно – маленькими детьми. Ее достаточно часто применяют в тренингах с воспитанниками дошкольных учреждений или общеобразовательных школ. Лишь иногда бывают исключения, когда подобная методика встречается в работе с подростками и взрослыми людьми.
Целью дидактической сказки считается передача новых знаний, умений, навыков, возможность пролить свет на смысл и необходимость конкретных событий. Как правило, подобного плана сказки зачастую заканчиваются чем-то вроде небольшого задания, которое связано непосредственно с тематикой сказки. Это задание ребенку необходимо выполнить дома.
В функции дидактической сказки может выступать просмотр какого-либо мультфильма, отличающегося простым сюжетом, но способным тренировать какой-либо из навыков.
Психологическая сказка
Это своеобразный вид авторской истории, содержащей долю вымысла. Ориентирована такая сказка на то, чтобы слушающий осмыслил важность и серьезность темы, поднятой в повествовании, и принял к сведению основные тезисы, которые должны быть вынесены из ее содержания.
Целью психологической сказки является влияние на личностное восприятие и дальнейшее развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка за счет передачи важной и значимой информации в метафорически ярком виде.
Психокоррекционная сказка
Эта разновидность сказкотерапии предусматривает сочинение и зачитывание ребенку повествования в целях оказания мягкого влияния на поведение и установки малыша. Примечательно, что данная методика не обходит стороной и работу психологов со взрослыми людьми. Изначально подобного плана сказка демонстрирует малоэффективный и недостаточно продуктивный стиль поведения, но впоследствии предлагается альтернатива. При этом все события, происходящие с персонажами психокоррекционного повествования, могут быть сходными с ситуативными обстоятельствами их повседневной жизни, а могут быть выставлены в свете абстрактных метафор.
Важно отметить, что психокоррекционные сказки, которые выступают в качестве работы с абстрактными метафорами, требуют обсуждения и прояснения. Здесь уместным будет дать высказаться ребенку, прослушавшему эту сказку. Довольно часто мнение ребенка расходится с мнением психотерапевта. В таком случае они совместными усилиями придумывают такой вариант сказки, который способен удовлетворить обоих.
Этимологическая сказка
Психологические сказки подобного плана имеют высокую степень воздействия на восприятие ребенка. Они содержательно глубоки, мудры и красивы в подаче. Затрагиваемыми в них темами зачастую являются те, которые описывают человеческое отношение к собственному «я», а также рассматривают взаимоотношение людей друг с другом и с окружающим миром.
Целью такой сказки считается оказание своевременной поддержки, избавление от страданий, помощь в проблемных жизненных ситуациях. В случае с ребенком могут быть включены аспекты его взаимоотношений со сверстниками, общения с педагогами, внутренние конфликты. Подобного плана сказкотерапия направлена на выход из неприятного положения, в котором ребенок чувствует себя зажатым, а также на последующее лечение возможной психологической травмы. Зачастую для создания материала психотерапии в подобном ключе используются религиозные и духовные притчи.
Медитативная сказка
Эта разновидность сказкотерапии зачастую выступает в качестве пролога, создания своеобразного настроения перед психотерапевтическим сеансом. Она может быть направлена на выполнение некоторых функций, а именно:
- активизацию материала бессознательного и перевода его в сознательное;
- пробуждение личностного и творческого потенциала;
- мотивирование ребенка на принятие решения.
Особенностью считается то, что у медитативной сказки зачастую не бывает четкой и ясной сюжетной линии, строго ограниченных рамок начала и окончания. Однако, так или иначе, она должна вызвать у слушателя (ребенка) эмоционально яркий отклик, создавая в его воображении сказочные образы и глубоко погружая его в сказочный процесс, позволяя психологу работать с бессознательной составляющей и юнгианскими архетипами.
Нужно отметить, что подобного плана сказки лучше слушать в условиях релаксации. Ребенок должен быть расслабленным, в этом случае осознавать поступающую информацию ему будет намного легче. Наиболее подходящий момент – перед сном.