Казалось бы, совсем недавно людей сжигали на кострах за попытки убедить соседей в том, что Земля круглая. И вот уже некоторые сомневаются в реальности происходящего, рассуждая о том, что такое симуляция. Можно ли сегодня быть уверенным в своем существовании? Или вселенная лишь иллюзия?
Боты среди нас
Годами ученые трудились над построением модели происхождения мира. Эры динозавров боролись в умах обывателей с искрами Бога. Пока в 2003 году Ник Бостром не выпустил философский труд о компьютерной симуляции. Теория заключается в том, что все, что существует в нашей жизни — сотворенная высшей расой компьютерная реальность.
Вам будет интересно:Как отправить наркозависимого на принудительное лечение?
Понятие симуляции изначально относилось к медицинской терминологии. Произошло от латинского слова "притворство" — simulatio. Использовалось при изображении человеком несуществующих болезней и симптомов. С развитием компьютерных игр, содержание и процесс которых приближены к реальной жизни, слово приобрело дополнительное значение. В данном контексте симуляция стала обозначать виртуальный мир, созданный разработчиком.
Виртуальные миры, создаваемые в последние годы, поражают возможностями моделирования. Насколько персонаж игры симулятора осознает, что он лишь часть программы? Можно ли знать наверняка, что наши поступки не отклик на комбинацию клавиш?
В глубь веков
Удивительно, но подобные идеи будоражили умы еще во времена древнегреческих ученых. Разумеется, что такое симуляция в цифровом программировании, на афинской агоре не обсуждали. Однако философ Платон считал, что первична и реальна лишь сама идея. Все материальное — последующее воплощение мысли.
На подобных представлениях об иллюзии мира строятся и религиозные суждения индейцев майя. Их философские учения наполнены идеями о том, что все материальное — временно, а значит, иллюзорно. Лишь Дух вечен, все остальное вторично.
Трансерфинг реальности
В 2004 году в свет вышла серия книг Вадима Зеланда. Главный смысл учения состоит в том, что каждый сам вершит свою жизнь. Первична мысль. Окружающий мир — лишь сон наяву, воплощение суждений.
Читателю, впервые столкнувшемуся с подобным взглядом на причинно-следственные связи, переварить смысл содержания почти невозможно. Стереотипы в мышлении не выпускают сознание за пределы привычных границ. Разум отказывается брать на себя ответственность за недостатки окружающей реальности. Однако тем, кто с подобными теориями знаком, работа Бострома не показалась столь уж невероятной.
Трудно сказать, повлияла ли трилогия «Матрица» на мировоззрение шведского мыслителя. Известен феномен, когда гениальные открытия совершались одновременно в разных уголках планеты независимо друг от друга. Возможно, в данном случае произошло нечто подобное. Неоспоримо лишь одно: история сотворения мира переписывалась множество раз, и нельзя быть уверенным, что это не происходит сейчас.