- Что изучает социальная психология
- Межличностное взаимодействие и обучение
- Процессы социального взаимодействия
- Уровни общения
- Формы межличностного взаимодействия
- Почему другие на нас влияют
- Способы взаимодействия человека с социумом
- Особенности
- Коммуникативные цели
- Физиологическая основа социального взаимодействия
- Выводы
Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.
Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.
Что изучает социальная психология?
Вам будет интересно:Как стать бабником: советы ловеласа. Психология бабника
Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:
- Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
- Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
- Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.
Вам будет интересно:Гипнотерапия: отзывы, показания, виды, особенности применения
Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки - Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.
Межличностное взаимодействие и обучение
В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.
Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.
Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.
Процессы социального взаимодействия
Вам будет интересно:Социотип Штирлиц: описание функций и внешние признаки
Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.
Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.
Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.
Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.
Уровни общения
Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.
Вам будет интересно:Меня бесят мои дети: отношения с детьми, причины и советы психологов
Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.
Формы межличностного взаимодействия
Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.
Формы общение выделяют такие:
- Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
- Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
- Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
- Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
- Общение в группе психологической поддержки.
Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.
Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.
Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.
Почему другие на нас влияют?
Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.
Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их "язык", и казаться "своим" в коллективе.
Способы взаимодействия человека с социумом
Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:
Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.
Особенности
Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.
Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?
- Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
- Этапность установления отношений.
- Результативность.
- Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.
Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».
Коммуникативные цели
Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения - это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными
- Получение помощи.
- Самовыражение.
- Поиск партнера для развлечений.
- Стремление получить эмоциональную поддержку.
- Обучение или воспитание.
- Приобщение к культурным принципам.
- Стремление доминировать над более слабым партнером.
Наиболее популярная цель общения для молодых девушек - просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.
Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.
Физиологическая основа социального взаимодействия
В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.
Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие - это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.
Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.
Выводы
Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.
Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.