- Два пути становления психологии
- Психология как инструмент исследования структуры сознания
- Функционализм в психологии
- Новая эра психологии
- Развитие идей функционализма в Европе
- Зарождение функционализма в Америке
- Развитие идей Джеймса
- Колумбийская школа американской функциональной психологии
- Принципы функционализма
- Вклад в психологию
Еще до возникновения психологии многие мыслители и философы изучали особенности формирования и функционирования человеческой психики. Именно XIX век стал поворотным в истории многих наук, в том числе и психологии, которая переживала кризис становления, поиск собственных методов исследования и подходов.
Два пути становления психологии
Структурализм и функционализм в психологии формировались практически одновременно, основываясь на активно развивающихся точных и естественных науках того времени.
Вам будет интересно:Как сдерживать слезы, когда хочется плакать: советы психологов
Структуралисты взяли за основу фундаментализм физики и математики, в то время как функционалисты основывались в своих идеях на прикладных науках, и в первую очередь на теории Дарвина.
Эти разногласия разделили психологов на два лагеря, в одном из которых экспериментально исследовались и анализировались структуры сознания без опоры на сенсорный опыт, а в другом предпочтение отдавалось динамике развития и индивидуальной природе психики.
Однако и те и другие рассматривали психологию как науку об опыте сознания.
Психология как инструмент исследования структуры сознания
Вам будет интересно:Как найти психолога? Работают ли в государственных клиниках психологи? Психолог в Москве
В XIX веке такие точные науки, как физика и химия, находились на пике своего развития. Были впервые обнаружены атомы как составляющие части молекулы, которая совсем недавно считалась неделимой.
Этот прогресс сподвиг ученых-психологов на поиски новых методов в своей области знания. Они предполагали, что в сложной психоэмоциональной сфере возможно выделить основные базовые чувства или ощущения, которые являются составными элементами более сложных, комплексных переживаний.
Этот подход получил название структурализм. Его активно развивал Эдвард Титченер - основатель и глава структурной психологии. За основу метода исследования он взял интроспекцию - исследование и описание сознательного опыта испытуемых. Он пытался усовершенствовать этот метод путем специальной и постоянной тренировки подопытной группы.
Титченер считал, что отбросив всю сенсорику - ощущения и образы, сменив наблюдение на эксперимент и добавив обширные статистические исследования, он сможет приблизить психологию к золотому стандарту точных наук.
Одной из главных задач, которые ставил перед психологией как наукой Титченер, являлось изучение структуры сознания и выявление базовых элементов, из которых, как из кирпичиков, строятся более сложные и комплексные ощущения и чувства.
Функционализм в психологии
Вам будет интересно:Неотложная помощь при анафилактическом шоке: алгоритм оказания, необходимые действия и основные правила
Однако идеи о фундаментальном характере психологии Титченера не нашли поддержки и понимания со стороны других ученых-психологов. И тогда в противовес структурализму стала формироваться другая ветвь психологии, получившая название функционализм.
Школа функционализма в психологии формировалась под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина, которая гласила, что человеческое сознание смогло эволюционировать только благодаря тому, что оно сосредотачивало деятельность индивидов на достижении определенных целей.
Исходя из этого знания ученые-функционалисты выдвинули теорию о том, что для выяснения методов адаптации индивида к среде необходимо наблюдать за его непосредственным поведением. Таким образом функционализм в психологии расширил границы науки, сделав одним из предметов ее изучения поведение.
Новая эра психологии
Предвестником зарождения нового течения, получившего название европейский функционализм, в психологии принято считать австрийского философа и психолога Франца Брентано.
Он категорически отвергал идеи Вундта, считая их ограниченными. В отличие от структурализма, считавшего описание результата психического акта важнейшей задачей психологии, Брентано предположил, что объектом изучения должен стать процесс.
Именно Брентано ввел в современную философию и психологию понятие интенциональности, означающее векторный характер человеческого сознания. С точки зрения австрийского ученого, психический акт нельзя рассматривать в отрыве от объекта, на который он направлен.
Развитие идей функционализма в Европе
Теорию Брентано активно подхватили и стали развивать другие ученые. Одним из первых его последователей, представителей функционализма в психологии принято считать немецкого психолога, философа-идеалиста Карла Штумпфа.
Штумп занимался проблемами восприятия звуковых тонов и связанными с этим проблемами теории музыки. С детства одаренный абсолютным слухом и игравший на 6 инструментах Штумпф посвятил свою жизнь изучению психоакустики и музыкального восприятия.
Немецкий психолог вводит и развивает новое направление в философии, получившее название феноменология. Штумпф выделяет в этом учении три основные части - феномены, психические функции и имманентные отношения.
Его исследования именно психических функций, которые он подразделяет в свою очередь на интеллектуальные (восприятие, суждение) и эмоциональные (радость, печаль и другие) послужили базой для создания функциональной и гештальтпсихологии.
Зарождение функционализма в Америке
Основателем и первым представителем американского функционализма в психологии принято считать психолога и философа Уильяма Джеймса. В своей книге "Принципы психологии" он развивает идею о том, что ученые должны изучать состояния сознания в динамике, протестуя против принятой в то время идеи о статичности и структурности человеческой психики.
В своих идеях Джеймс основывается на работах Брентано и Штрумпфа. Именно благодаря ему психология становится одной из самых популярных наук того времени.
Джеймс не смог описать целостную систему взглядов функционализма в психологии, но составил обширный набор теорий и концепций, которые послужили базой для множества различных учений, начиная от бихевиоризма и заканчивая гуманистической психологией.
Американский психолог отдает ведущую роль эмоциям, инстинктам и индивидуальным особенностям человека, развивая популярную в те годы "теорию эмоций".
Развитие идей Джеймса
Идеи Уильяма Джеймса развил в своих работах американский философ и педагог, основатель прагматизма Джон Дьюи. Он является одним из основателей школы психологов при Чикагском университете.
С точки зрения Дьюи, все содержание человеческого сознания, врожденное и приобретенное, составляет собой опыт, и основная задача психологии и философии - помогать человеку в потоке опыта двигаться к поставленной цели и достигать ее.
Чикагская школа функционализма в психологии связана также с именами Джеймса Энджелла и Гарвея Кэрра.
Джеймс Роуленд Энджелл учился в Мичиганском университете под покровительством Джона Дьюи, там же он получил степень магистра психологии и продолжил образование в Гарбарде, а позже в Берлине и Галле. Энджелл считается лидером американской ветви функциональной психологии.
Один из его последователей - Гарвей Кэрр изначально получал математическое образование в университетах Индианы и Колорадо, но после прослушанного в Чикаго курса Энджелла по функционализму в психологии полностью поменял вектор своей работы и принялся за изучение психической деятельности.
Колумбийская школа американской функциональной психологии
Одновременно с Чикагской школой идеи функционализма в психологии развивала Колумбийская школа под руководством Роберта Вудвортса. Они считали, что важнейшая роль в организации поведения принадлежит мотивации и установкам личности.
В своей научной деятельности Вудвортс вместе со своим университетским товарищем Эдвардом Ли Торндайком исследовали проблему переноса усвоенных навыков. Именно на основе их опытов позже была построена идея бихевиоризма с его знаменитой формулой "стимул-реакция".
Самого Вудвортса иногда ошибочно причисляют к основоположникам бихевиоризма, что в корне неверно. Ученый всю свою жизнь считал эту теорию ошибочной и неполной, так как в ней отсутствует одно из важнейших звеньев. По его мнению, формула научного объяснения поведения должна выглядеть как "стимул-мотив-реакция".
Именно идею мотивационной обусловленности человеческой деятельности Роберт развивал всю жизнь и воплотил в своей книге "Динамическая психология".
Принципы функционализма
Вклад ученых-исследователей функционализма в развитие психологии как науки невозможно переоценить, так как именно они первые в истории изучения человеческой психики показали значение поведения и мотивации, которые наравне с сознанием должны были стать предметом изучения психологов и философов того времени.
Структуралисты в свое время утверждали, что психические функции не поддаются интроспективному анализу и изучать следует содержимое сознания. Противники их взглядов исходили из своей уверенности в том, что при наличии надлежащих методов психологические функции можно изучать в динамике. Так родился функционализм в психологии. Кратко основные тезисы этого направления можно структурировать так:
- Психология должна изучать не содержание сознания, а его функции.
- Суть психологических функций состоит в приспособлении к среде.
- Психология должна быть прикладной наукой, пригодной для практического использования.
- Психологические функции являются частью комплексной активности индивида и включают в себя психические и физические компоненты.
- Психология идет рука об руку с биологией, поэтому практикующему психологу крайне важно знание анатомии и физиологии, так как они способны помочь понять мотивы и способы психической активности личности.
Вклад в психологию
Функционализм в психологии выдвигал также идею о целостности человека и социальной среды. Ученые-функционалисты рассматривали все психические проявления с точки зрения их приспособительного, адаптивного характера. Проще говоря, функциональная психология рассматривала психические акты человека исключительно как механизм решения жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.
Несмотря на то что эти положения были достаточно бедны и неполно отражали суть психической активности, они определили пути дальнейшего развития науки и стали фундаментом для формирования следующего витка развития функционализма в социальной психологии, получившего название бихевиоризм.