В программе "1С" для учета расходов используется несколько счетов: 20, 23, 25, 26. На сч. 20 предусмотрен разделитель "Подразделения" (стоит галочка в колонке "Учет по подразделениям" в плане счетов), а также 2 субконто: "Статьи затрат" и "Номенклатурные группы". О последних и поговорим в статье.
Общие сведения
"Статьи затрат" представляет собой разделение по видам расходов. Это субконто является оборотным. Означает это, что на сч. 20.01 ("Основное производство") обобщается информация только по оборотам, но не по остаткам. Основное назначение субконто состоит в анализе состава расходов. Вместе с тем оно используется и для целей налогообложения. Как показывает практика, особых сложностей с ним не возникает.
Вам будет интересно:Где срочно взять 100000 рублей под расписку в России
"Подразделения" – это, как видно из названия, подразделения предприятия. Если рассматривать их с точки зрения учета издержек, то они представляют собой объекты для сбора расходов на выпуск продукции. Если говорить просто, то подразделения – это объекты, производящие товар. Соответственно, руководству предприятия важно и нужно знать, какие расходы они осуществляют.
Вам будет интересно:Как оплатить кредит "Русфинанс Банка" по номеру договора без комиссии?
Теперь обратимся к понятиям "номенклатура", "номенклатурные группы". Последние, по своей сути, являются видами деятельности (выпускаемого товара). Номенклатурные группы вводятся исходя из требований организации учета на конкретном предприятии. Можно сказать, что это финансовые потоки компании. Но так мы можем говорить только в отношении тех видов деятельности, реализация по которым осуществляется сторонним субъектам. Ведь продукция может использоваться и внутри предприятия.
Правила "1С"
Номенклатурные группы в учете предназначены для обобщения сведений о затратах и поступлениях по видам деятельности (продукции). По ним сопоставляются фактические расходы предприятия.
Для начала необходимо правильно определить виды деятельности, которые будут выделяться, и порядок их соотнесения с подразделениями. Другими словами, бухгалтер должен понимать, какое количество видов деятельности он предусмотрит для каждого подразделения либо, наоборот, сколько отделов будут осуществлять одну и ту же работу.
К примеру, возьмем производство труб. Эту деятельность могут вести цеха 14 и 15. Два подразделения, таким образом, занимаются выпуском одинаковой продукции, а расходы собираются в целом по "Производству труб", т. е. по одному виду деятельности.
Нюансы
На практике нередко возникает ситуация, когда подразделение занимается выпуском только одного вида товара, по которому собираются затраты. К примеру, есть "Цех заготовок Велесово". У него вид деятельности только один – заготовки. Вместе с тем у предприятия есть и другое подразделение – "Цех заготовок Павлово". Оно тоже занимается выпуском заготовок, т. е. аналогичной деятельностью.
Если считать, что суть работы цехов одна, то и для сбора затрат по ней следует использовать одну основную номенклатурную группу под названием "Заготовки".
Если эти подразделения выпускают разную продукцию и, следовательно, осуществляют различные виды деятельности, то выделять нужно 2 группы.
Выводы
Основываясь на приведенной выше информации, при заполнении сч. 20.01 и аналитики к нему необходимо:
Важный момент
Обратите внимание, что не по всем номенклатурным группам (видам деятельности) могут проходить поступления (сч. 90). Дело в том, что на предприятиях зачастую совершаются промежуточные операции. Они являются звеньями на пути к виду деятельности, приносящему прибыль.
К примеру, есть подразделение "Цех заготовок", номенклатурная группа, соответственно, "Заготовки". Скорее всего, по выпуску заготовок счет 90.01 заполняться не будет. Однако в этой группе будут собираться все расходы, которые были осуществлены для выпуска конечного продукта. Эти затраты перейдут на издержки по виду деятельности "Выпуск профильных труб", "Выпуск круглых труб".
Особые случаи
Рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, что у подразделения несколько видов деятельности, но при списании очередных издержек, нельзя точно сказать, по какому именно из них пойдет расход. К примеру, автомобиль предприятия перевозит сотрудников, ездит по заказам и может привлекаться для транспортировки мелких грузов. Но на машину списываются запасные части. Как нужно поступить бухгалтеру?
Выходов из данной ситуации два.
В первом случае для подразделения создается общая номенклатурная группа под названием, к примеру, "Распределяемые затраты". По сути, ее можно сформировать для всех подразделений. Это существенно оптимизирует работу. При необходимости списать расходы на сч. 20 или 23, нужно выбрать соответствующее подразделение, а затем искомую группу.
Выпуска продукции в ней не будет, соответственно, автоматически она не закроется. В конце месяца нужно будет в автоматизированном режиме или вручную списать всю величину затрат по каждому подразделению, распределив их по соответствующим видам деятельности (если их больше одного). Можно это сделать по натуральным значениям объема производства по подразделению (кубометры, часы работы и т. д.).
Второй вариант – применить счет 25.
Заключение
Счет 20.01, как мы выяснили выше, используется в бухгалтерском учете для отражения затрат, возникающих на основном производстве. Здесь указываются подразделения, по которым собираются издержки и которые занимаются выпуском продукции. На этом же счете отражаются виды деятельности (товары). Никакие дополнительные субсчета формировать не нужно.
Разделение затрат и объема выпуска товара осуществляется субконто "Номенклатурные группы". Для правильной организации учета следует, таким образом, четко определить, какие на предприятии работают подразделения, какими конкретно видами деятельности они занимаются. Главное - ничего не перепутать, иначе впоследствии разобраться будет очень сложно. Особенно внимательными нужно быть бухгалтерам на предприятиях, подразделения которых осуществляют аналогичные виды деятельности.