30-11-2018 20:22

Упражнения для развития мышления: виды, эффективные методы, советы психологов

Благодаря мышлению каждый человек имеет возможность изучать и познавать окружающий мир, взаимодействовать с людьми, понимать феномены и истины. Этот интеллектуальный процесс формируется по мере развития личности. Однако его можно ускорить посредством умственных тренировок. Существуют различные упражнения для развития мышления. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Виды мышления

От развития мыслительных способностей зависит качество работы остальных когнитивных процессов человека. В психологии мышление разделяют на несколько видов. Предлагаем рассмотреть их по отдельности.

Наглядно-образное мышление

Какие символы психологии существуют и что они означаютВам будет интересно:Какие символы психологии существуют и что они означают

С помощью данного вида мышления мы имеем возможность представлять в нашей голове различные образы. Например, каждой девушке знакома ситуация (связанная с важной встречей), когда нужно тщательно выбирать одежду на выход. Безусловно, в уме у нее всплывают картины того, как она будет выглядеть в том или ином дресс-коде. Мы часто пользуемся таким методом, сами того не замечая. У детей такая способность начинает проявляться приблизительно с четырех лет. Помочь им в этом можно с помощью упражнений для развития наглядно-образного мышления, которые, между прочим, подойдут и для взрослых.

Упражнения

Переходим к практической стороне вопроса. Такая зарядка для ума способствует развитию собственного воображения. Постарайтесь последовательно выполнить следующие приемы:

Коричневый цвет в психологии: значение, предпочтения, восприятие цвета и влияние на психикуВам будет интересно:Коричневый цвет в психологии: значение, предпочтения, восприятие цвета и влияние на психику

1. Воспроизведите в памяти образ вчерашнего дня: что вы делали? Во что были одеты? С кем разговаривали и о чем? Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей, вплоть до мелочей.

2. Посмотрите следующие картинки. Как можно больше придумайте оригинальных и интересных к ним ассоциаций.

Упражнение для развития наглядного мышления

Это упражнение для развития мышления помогает овладеть умением анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по размеру, форме и цвету.

3. Посмотрите на отдельные геометрические изображения, которые представлены на рисунке, и подумайте, что в итоге получится, если их наложить друг на друга? Выберите ответ из фигур, находящихся справа.

Комбинация фигур

4. Далее предлагаем упражнение на развитие мышления и внимания, направленное на формирование геометрических представлений и образов. Суть заключается в следующем: дорисуйте вторую половину рисунков, но так, чтобы она была полностью идентична.

Продолжи узор

5. Опишите тремя прилагательными каждый из следующих предметов:

  • абрикос;
  • окно;
  • звезда;
  • парящая снежинка;
  • колесо.

Методика Голланда. Тест профессиональных предпочтенийВам будет интересно:Методика Голланда. Тест профессиональных предпочтений

Вышеперечисленные упражнения на развитие интеллекта и мышления можно изменять на ваше усмотрение. Делайте их так, как вам удобно. Главное - чтобы был задействован непосредственно данный вид мышления, скорость и качество которого будет зависеть от того, насколько часто вы практикуетесь.

Словесно-логическое мышление

Этот способ мышления имеет и другое название – абстрактное, а за его развитие отвечает правое полушарие мозга. Оно осуществляется с помощью логических манипуляций и имеет три формы:

  • Понятие – система мыслей, которая выделяет и обобщает предметы различного класса по признакам.
  • Суждение – мысль, при которой происходит отрицание или утверждение.
  • Умозаключение – когда на основе определенных суждений получаем конкретный вывод.

Такой ход мыслей специалисты рекомендуют начинать развивать у детей как можно раньше. Благодаря абстрактному мышлению у малышей тренируется память, внимание и фантазия.

Следующие упражнения подойдут как для детей, так и для их родителей.

1. Поставьте таймер на три минуты и запишите как можно больше слов на буквы «ж», «ц», «ш», и «я».

2. Возьмите за основу любое слово или словосочетание и прочитайте его наоборот. Например: адронный коллайдер, одиннадцатиклассник, высокопревосходительство и так далее.

3. Ниже представлено упражнение на развитие мышления у младших школьников. Суть в следующем - убрать лишнее слово. К примеру, курица, корова и свинья относятся к домашним животным, а слон не имеет к ним никакого отношения. Для детей постарше или взрослых можно придумать более сложную группу слов.

Кто лишний?

4. Найдите максимальное количество отличий поезда от вертолета, лошади от овцы, дуба от сосны и так далее.

5. Из группы слов выберите одно или два, без которых основное понятие не может существовать:

  • война - сражение, самолеты, пушки, солдаты;
  • игра - карты, игроки, штраф, домино;
  • дорога- асфальт, автомобиль, светофор, пешеходы.

Любые предложенные задания можно видоизменить на ваше усмотрение, усложнить или упростить - решать только вам. Такие упражнения для развития памяти и мышления также помогут усилить интеллект.

Наглядно-действенное мышление

Процесс этого мышления сводится к реальным действиям человека. Оно является основой мыслительной деятельности, начиная с первобытного времени, которое отвечает за решение практических задач, например – необходимость построить дом или найти пищу.

Наглядно-действенное мышление быстрыми темпами развивается у детей до семи лет, когда они начинают проводить анализ всевозможных объектов в одно целое и оперировать ими.

Чтобы тренировать и развивать эту способность, можно играть в шахматы, собирать пазлы, решать различные головоломки, лепить всевозможное фигуры из пластилина. Помимо этого, существуют эффективные упражнения для развития мышления:

1. Нарисуйте на альбомном листе следующие фигуры: трапецию, треугольник и ромб. После чего превратите все эти элементы в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.

Злопамятный человек - это несчастная личностьВам будет интересно:Злопамятный человек - это несчастная личность

2. Возьмите в руки любую вещь и попробуйте определить ее вес. После чего таким же образом взвесьте свою одежду и с помощью специального прибора проверьте себя.

3. Пройдитесь по квартире и наглядно попытайтесь установить площадь кухни, ванной, гостиной и других комнат своей квартиры.

4. Из шести спичек постройте домик, а после этого переложите две палочки таким образом, чтобы получился флажок.

Упражнение со спичками

5. Выложите перед собой спичками фигуру из четырех квадратов, затем переложите три из них так, чтобы получилось столько же одинаковых подобных элементов.

Квадраты из спичек

В качестве эффективного дополнения к тренировкам можно добавить игры в конструктор. Для развития наглядно-действенного мышления специалисты рекомендуют собирать разные фигуры и использовать как можно больше деталей.

Упражнения для детей

Для школьников и детей дошкольного возраста подойдут следующие игры и упражнения на развитие мышления:

1. «Съедобное несъедобное». Суть игры заключается в следующем: ребенку необходимо бросить или катить по полу мячик, называя при этом любое слово. Если оно означает что-то съедобное, то малыш должен ловить мяч, а если несъедобное – отбрасывать его.

Такое упражнение для развития памяти и мышления детей можно усложнить разными способами. К примеру, бросая мячик, можно назвать цвет, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет этого цвета.

2. «Спутанная сказка». Для проведения данного упражнения предварительно распечатайте на отдельных листочках бумаги иллюстрации к любимой сказке ребенка. Если вы возьмете неизвестное произведение, то таким образом усложните задачу малышу. Картинки с изображениями необходимо перемешать в хаотичном порядке и разложить перед ребенком. Задачей ребенка является разложить иллюстрации в правильном порядке, таким образом, чтобы получилась сказка.

Для развития наглядно-действенного мышления не требуется много сил и времени, достаточно как можно чаще проводить подобные занятия.

Стоит уделить внимание мыслительной деятельности малыша до года.

  • Для детей этого возраста характерно выбрасывать игрушки и смотреть на реакцию. Попробуйте привязать предметы к бортику кроватки, чтобы малыш мог потянуть за веревку и достать ее. Их следует иногда менять, чтобы у крохи сохранился интерес.
  • Когда ребенок уже умеет сидеть, проведите следующую игру: положите перед ним интересный и необычный предмет, привяжите к нему ленточку и дайте один конец в руки малыша.

Логическое мышление

Логическое мышление необходимо каждого человеку, чтобы уметь вовремя проанализировать и верно применить полученную информацию. Оно помогает рассуждать и мыслить последовательно и рационально. Благодаря этому навыку люди умеют разумно оценивать окружающий мир, различать главное от второстепенного, а также находить взаимосвязи и анализировать различные ситуации. Грамотная речь и суждения человека напрямую связаны с умением индивидуума выстраивать в уме поэтапные логические цепочки. Поэтому очень важно тренировать такие способности как у детей, так и у взрослых. Существует огромное количество различных тестов, задач и упражнений на развитие логического мышления. С их помощью вы сможете оценить уровень своих интеллектуальных навыков. Для этого посмотрите специальное видео.

Ниже описаны упражнения на развитие мышления школьников и их родителей, которые помогут упорядочено мыслить, повысят уровень памяти и внимания:

1. Из небольшой группы слов, например: «диван, кресло, табурет, стол», «окружность, круг, мяч, овал», «нож, ложка, вилка, полотенце» и т.д. необходимо выбрать слово, которое не подходит по смыслу. Это упражнение достаточно легкое в применении, но является очень эффективным.

2. Следующие тренировки можно проводить в кругу семьи или друзей, они существенно ускоряют работу мозговых функций, а также подойдут в качестве развлечений. Для этого необходимо, чтобы один человек или группа людей предложила остальным разгадать смысловую загадку, где нужно передать содержание какого-либо текста. Например: «Нарушители закона совершили неправомерные действия и забрали собственность, им не принадлежащую, к себе домой, но, тем не менее, это было во благо. Все эти действия были предприняты в связи с праздником, на котором данная вещь является главным атрибутом. Дети были в восторге». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку под названием «Маленькой елочке холодно зимой».

3. Зачеркни лишнее. Выполняя следующее упражнение, необходимо подготовить карточки с группами слов и расположить их по рядам. При поочередном прочтении ребенок должен определить, что объединяет большинство смысловых значений, а какое название является лишним. Важно, чтобы малыш рассуждал вслух и озвучил свой выбор.

Пример слов, объединенных по смыслу:

  • Чашка, сковорода, кастрюля, баян.
  • Ластик, тетрадь, карандаш, мяч.
  • Свитер, брюки, рубашка, сапоги.
  • Шкаф, кресло, диван, стул.
  • Счастливый, смелый, веселый, радостный.
  • Желтый, оранжевый, светлый, красный.
  • Коньки, лыжи, скакалка, сноуборд.

4. Следующие группы слов объединены по формальным признакам. То есть они могут начинаться на одну и ту же букву или иметь одинаковую приставку или количество слогов. При составлении такой группы слов важно, чтобы совпадал только один признак. Для выполнения этого упражнения требуется высокий уровень внимания. Итак, рассмотрим примеры:

  • Мороженое, музыка, скрипка, морж, монастырь. (Общий признак – все слова начинаются с буквы «м».
  • Февраль, дождь, спектакль, гром, пять. (Четыре слова имеют окончание на «ь».)
  • Свечка, паста, представление, ноги, гром. (Четыре слова имеют ударение, которое падает на первый слог.)
  • Рисунок, тетрадь, жизнь, минута. (В трех словах вторая буква «и».)

5. Смыл следующего задания идентичен предыдущему: необходимо выявить общий признак данных чисел. Например:

  • 18, 22, 36, 54, 72 (исключить из ряда необходимо 22, потому что у остальных сумма цифр равна 9).
  • 21, 43, 52, 65, 87 (в данном ряду лишняя цифра 52, так как у остальных первое значение больше второго на единицу).
  • 8, 11, 16, 22 (11 – лишнее, остальные цифры четные).

6. «Слова-невидимки». Следующее упражнение для развития мышления детей заключается в том, чтобы ребенок смог вернуть прежний правильный вид определенному слову. Для этого потребуется напечатать на листах неправильно написанные названия, например, вместо «дверь» написать - «вдерь». Такая умственная зарядка не только тренирует логическое мышление, но и помогает концентрировать внимание и анализировать материал. Пример упражнений, где необходимо восстановить порядок букв в словах:

  • Шодьла, лакеб, кобаса, атук, нюкид.
  • Гсен, азим, гишурка,Рашуми, потала.

Ненависть к людям: как избавиться от этого чувстваВам будет интересно:Ненависть к людям: как избавиться от этого чувства

Помимо упражнений на развитие логического мышления специалисты рекомендуют как можно чаще решать логические задачи, проходить тесты на коэффициент интеллекта, читать детективы, а также заниматься самообразованием и тренировать интуицию.

Упражнения для детей

1. Следующее задание сложнее, так как ребенку необходимо восстановить правильный порядок названий и убрать одно лишнее по смыслу.

В данном случае спрятаны животные, а слово "окно" здесь лишнее.

  • Сали, квол, рабсук, ноко, гебемот.

Здесь завуалированы названия цветов, но слово "ручка" лишнее.

  • Ниоп, пантюль, заро, каруч, лашныд.

В следующем варианте спрятались времена года, но есть и лишнее слово - это кошка.

  • Толе, зами, кашко, онесь, снаве.

2. Следующее упражнение заключается в том, чтобы в одном слове найти другое, с помощью перестановки букв. К примеру:

  • банка - кабан;
  • лось - соль;
  • сила - лиса,
  • сосна - насос;
  • ромашка - мошкара.

3. В этом задании необходимо взять одно длинное смысловое значение, а в нем отыскать другие. Например, в слове "электричество" можно найти несколько названий: кит, рот, торт, лев, человек и так далее.

Попробуйте найти как можно больше слов-невидимок в следующем: магазин, клавиатура, родители, подарок. Для интересного и полезного времяпрепровождения можно поиграть в такую игру с ребенком и посоревноваться, кто больше придумает названий.

Творческое мышление

Творческое мышление помогает человеку решать задачи и проблемы неординарными способами, а также способствует повышению эффективности в усвоении новых знаний. Имея такие навыки, люди быстро переключаться с одних задач на другие, а также склонны придумывать инновационные идеи, то, чего еще не было до них.

Основной задачей развития творческого мышления является возможность активизации незадействованных ресурсов. Если верить экспертам, то потенциал каждого человека достаточно велик, но не все его реализовывают даже на пятьдесят процентов. Поэтому очень важно применять упражнения для развития творческого мышления.

Чтобы научиться мыслить креативно, специалисты советуют:

  • выходить из зоны комфорта и искать другие пути решения различных задач;
  • расширять кругозор и заниматься самообразованием;
  • как можно больше путешествовать, это поможет открыть новые места и познакомиться с новыми людьми;
  • внедрить в привычку каждый день изучать что-то новое.

Упражнения для развития творческого мышления

Как уже доказано наукой, наш мозг способен на многое. Потенциал интеллектуальных ресурсов достаточно велик и его можно реализовать в любом возрасте. Безусловно, уже сформировавшемуся человеку для этого требуется уделять больше внимания умственным тренировкам. Упражнения для развития мышления у взрослых могут быть следующими:

1. Нарисуйте на листке девять точек, три по вертикали и такое же количество по горизонтали. Попробуйте соединить их все четырьмя отрезками, но не отрывая карандаш от бумаги. При всем при этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

2. Как можно чаще задавайте себе вопросы. К примеру, «если бы я открыл свой бизнес, то с чем он был бы связан?» или «если бы я написала книгу, то о чем бы она была?”. После чего объясните себе ваш выбор. Такое упражнение даст возможность мозгу найти необычные способы решения простых задач, вспомнить то, о чем, возможно, вы забыли. Такое упражнение в форме игры подойдет как для взрослых, так и для детей.

3. Берите пример с малышей - задавайте себе как можно чаще кажущиеся на первый взгляд простые вопросы. Вот некоторые примеры: «Почему нам кажется, что облака плывут?», «Почему трава зеленая?», «Если бы паук носил штаны, то как он этот делал?». Возможно, эти вопросы могут показаться банальными, но именно они помогают активизировать мозг и начать думать неординарными способами, тем самым проявлять креативность.

развиваем творческое мышление

4. Следующее упражнение разработано преподавателем в Массачусетском технологическом институте - Майнором Уайтом. Оно заключается в следующем: выберите понравившуюся картину и в течение десяти минут рассматривайте все до мельчайших деталей. Старайтесь не отвлекаться на посторонние предметы, будьте сконцентрированы лишь на ней. После того как пройдет указанное время, отвернитесь и попытайтесь зрительно восстановить изображение. Старайтесь как можно чаще вспоминать образ этой картины и практиковаться на других.



Источник