Методика Q-сортировки - это метод исследования, используемый в психологии и социальных науках для изучения «субъективности» людей, то есть их точки зрения. Вопрос был разработан психологом Уильямом Стивенсоном. Он использовался как в клинических условиях для оценки прогресса пациента с течением времени (внутригрупповое сравнение), так и в исследовательских условиях для изучения того, как люди думают о какой-либо теме (межгрупповое сравнение).
Этимология
Вам будет интересно:Уступчивость - это... Определение, свойства характера, качества личности
Название «Q» происходит от формы факторного анализа, который используется для анализа данных. Нормальный факторный анализ, называемый «метод R», включает в себя поиск корреляций между переменными (скажем, рост и возраст) по выборке субъектов. Q, в свою очередь, ищет корреляции между субъектами в выборке переменных. Анализ Q-фактора сводит многие индивидуальные точки зрения субъектов к нескольким «факторам», которые, как утверждают, представляют общие способы мышления. Иногда говорят, что Q-факторный анализ - это R-факторный анализ с перевернутой таблицей данных. Хотя это объяснение полезно в качестве эвристики для понимания Q, оно может вводить в заблуждение, поскольку большинство методологов Q утверждают, что по математическим причинам ни одна матрица данных не будет подходящей для анализа как с Q, так и с R.
Как работает
Вам будет интересно:Эффект новизны: определение, методы применения
Как обработать Q-сортировку Стефенсона? Данные для анализа Q-фактора поступают из серии "Q-сортов", выполняемых одним или несколькими субъектами. Сортировка Q - это ранжирование переменных, обычно представленных в виде операторов, напечатанных на маленьких карточках в соответствии с неким «условием обучения». Например, в вопросе Q о взглядах людей на знаменитость, субъекту могут быть даны такие утверждения, как «Он глубоко религиозный человек» и «Он лжец», и их попросят разобрать их, основываясь на собственном мнении. Использование ранжирования вместо того, чтобы просить субъектов оценивать свое согласие с высказываниями индивидуально, призвано отразить идею о том, что люди думают об идеях относительно других идей, а не изолированно. Лучший тест Q-сортировки Стефенсона на эффективность - это непосредственная работа с ней!
Отличительные особенности
Вам будет интересно:Субдепрессия - это... Признаки, лечение, почему возникает
Одно существенное различие между Q и другими методологиями исследований в области социальных наук, такими как опросы, заключается в том, что в нем обычно используется гораздо меньше предметов. Так как Q иногда используется с одним субъектом, это делает исследование намного дешевле. В таких случаях человек оценивает один и тот же набор утверждений при разных условиях обучения. Например, кому-то могут дать ряд утверждений о личностных качествах, а затем попросить оценить их в соответствии с тем, насколько хорошо они описывают себя, свое идеальное «я», своего отца, свою мать и т.д. Работа с одним человеком особенно актуальна в изучение того, как рейтинг человека меняется со временем. Это было первое использование Q-методологии. Поскольку Q-сортировка Стефенсона работает с небольшой нерепрезентативной выборкой, выводы охватывают только тех, кто принимал участие в исследовании.
Исследование интеллекта
В исследованиях интеллекта анализ Q-фактора может генерировать оценки на основе консенсуса (CBA) как прямого измерения. В качестве альтернативы единицей измерения человека в этом контексте является его коэффициент загрузки для Q-сортировки, которую он выполняет.
Факторы представляют собой нормы по отношению к схемам. Человек, который получает наибольшую нагрузку на фактор Оперента, является тем, кто способен лучше понять норму фактора. Что означает норма? Этот вопрос всегда полон догадок и опровержений. Это может указывать на самое мудрое решение или самое ответственное, самое важное или оптимизированное сбалансированное решение. Это все непроверенные гипотезы, которые требуют дальнейшего изучения. Тем не менее они уже используются в тестах Q-сортировки, работающих с интеллектом.
Альтернативным методом, который определяет сходство между предметами, в некоторой степени похожими на методологию Q, а также культурную «правду» утверждений, использованных в тесте, является теория культурного консенсуса.
Интерпретация
Вам будет интересно:Психофизическая проблема: определение, суть и решение
Процедура сбора данных Q-методики сортировки традиционно выполняется с использованием бумажного шаблона и образца выписок, напечатанных на отдельных карточках. Тем не менее, существуют также компьютерные программные приложения для проведения онлайн-сортировок. Например, консалтинговая фирма Davis Brand Capital создала собственный онлайн-продукт nQue, который они используют для проведения онлайн-сортировок, которые имитируют аналоговую процедуру сортировки на бумажной основе.
Однако веб-приложение, использующее графический интерфейс пользователя для помощи исследователям, недоступно для коммерческой продажи. UC Riverside Ситуационная Q-сортировка Риверсайда (RSQ), недавно разработанная университетом, предназначена для измерения психологических свойств ситуаций. Их проект «Международные ситуации» использует инструмент для изучения психологически значимых аспектов ситуаций и того, как эти аспекты могут различаться в разных культурах с помощью этого веб-приложения, разработанного университетом. На сегодняшний день не было проведено исследование различий в сортах, производимых с использованием компьютерной и физической сортировки.
Одна Q-сортировка В. Стефансона должна производить два набора данных. Первое - это физическое распределение отсортированных объектов. Второе - это либо постоянный «продуманный вслух» рассказ либо дискуссия, которая следует сразу за упражнением в сортировке. Целью этих повествований было прежде всего выявление причин для конкретных мест размещения. Хотя актуальность этих качественных данных часто подавляется в современных применениях Q-методологии, способы рассуждения о размещении предмета могут быть более аналитически значимыми, чем абсолютное размещение карточек.
Применение
Q-методология использовалась в качестве инструмента исследования в самых разных дисциплинах, включая уход, ветеринарную медицину, здравоохранение, транспорт, образование, сельскую социологию, гидрологию и мобильную связь. Методология особенно полезна, когда исследователи хотят понять и описать разнообразие субъективных точек зрения на проблему.
Существует много проблем в разработке, реализации и оценке политики здравоохранения. Одна из проблем заключается в понимании того, как различные заинтересованные стороны рассматривают конкретную политику и как эти взгляды могут повлиять на реализацию. Q-методология - это один из подходов, который может использоваться для того, чтобы помочь лицам, определяющим политику, и исследователям активно взаимодействовать с теми, кто играет важную роль в реализации политики.
Преимущества
Q-методология сочетает в себе качественные и количественные методы исследования для систематического изучения и описания диапазона точек зрения на тему. Участники должны оценивать набор предопределенных утверждений, относящихся к теме, в соответствии с их собственной точкой зрения. Затем методы факторного анализа определяют людей, которые придерживаются единомышленников в том, как они видят тему, и позволяют четко определить области консенсуса и расхождения во взглядах. Такое отображение точек зрения позволяет тем, кто работает над реализацией политики, предвидеть возможные барьеры и рычаги при реализации новой политики.
Работа с людьми
Q-методика сортировки В. Стефансона (также известная как Q-sorting) - это систематическое изучение точек зрения участников. Q-методология используется для изучения перспектив участников, которые представляют различные позиции по проблеме, предлагая участникам ранжировать и сортировать серии утверждений.
Ответы участников анализируются с использованием факторного анализа. В отличие от стандартного использования факторного анализа (часто называемого R-методологией), переменные являются индивидуумами, а не признаками. Есть пять основных шагов в настройке этой методологии:
Принцип работы
Этот метод использует качественные суждения исследователя при определении проблемы, разработке утверждений для исследования точек зрения участников (некоторые из утверждений могут быть разработаны после опроса ключевых информаторов) и их отбора. Используются количественные варианты анализа. Это может быть очень полезно для выявления перспектив, не требующих от участников ясно формулировать их. Это полезное дополнение к ряду других объективных мер оценки. Например, Q-методология может быть использована для изучения взглядов учителя на преподавание в рамках оценки школьного округа. Другие меры оценки могут включать в себя результаты тестов, посещаемость и завершение.
Новаторский подход
Методика Q-сортировки является инновационной техникой, которая обеспечивает количественную структуру мнений отдельных лиц посредством факторного анализа. Авторы представляют результаты тематического исследования, в котором методология Q использовалась для изучения отношения к онлайн вики. Технологической энциклопедии (TE), среди 35 инженеров и технических сотрудников производственной компании. Руководство хотело понять, готовы ли сотрудники использовать социальные разговорные технологии как способ обмена знаниями. Целью данного примера является демонстрация того, как методология Q работает в практических условиях. Кто автор методики Q-сортировки? Известно, что она создана коллективом американских авторов, самым значимым среди которых был человек по фамилии Стефансон. Авторы также изучают опубликованную журнальную статью, чтобы оценить, как методология Q может быть использована для улучшения бухгалтерского исследования.
Результаты показывают, что методика Q-сортировки может обеспечить преимущества в сборе данных (меньшая нагрузка на респондента), анализе данных (более глубокое понимание подсознания респондента) и результатах (лучшее «владение» респондентом организационными проблемами и решениями). Тем не менее она также имеет недостатки с точки зрения управленческого применения.
При работе с отраслевым партнером исследователям может потребоваться рассмотреть более позитивистский подход и быть готовым объяснить контекст, стоящий за заявлениями.