Теория когнитивного развития Пиаже - это всеобъемлющая концепция о природе и развитии человеческого интеллекта. Она была сформулирована швейцарский психологом и философом. Звали которого Жан Пиаже. Она имеет дело с природой самого знания и с тем, как люди постепенно начинают его приобретать, конструировать и использовать. Теория Пиаже в основном известна как теория стадий развития.
Заслуги психолога
Пиаже был первым психологом, который систематически изучал когнитивное развитие. Его вклад включает в себя сценическую теорию когнитивного развития ребенка, подробные обсервационные исследования познания у детей и серию простых, но гениальных тестов для выявления различных когнитивных способностей.
Вам будет интересно:Комплекс превосходства: признаки, причины возникновения, особенности
Пиаже хотел не измерять, насколько хорошо дети умеют считать, записывать или решать проблемы. Больше всего его интересовал способ появления таких фундаментальных понятий, как сама идея числа, времени, количества, причинности, справедливости и прочего.
Вам будет интересно:Организационная патология: понятие, виды и сущность
До работы Пиаже в психологии распространялось мнение, что дети - просто менее компетентные мыслители, чем взрослые. Ученый показал, что маленькие дети думают по-разному по сравнению со взрослыми.
Согласно Пиаже, дети рождаются с очень простой психической структурой (генетически наследуемой и развитой), на которой основаны все последующие знания. Цель теории состоит в том, чтобы объяснить механизмы и процессы, посредством которых ребенок развивается в индивидуума, который может рассуждать и мыслить, используя гипотезы.
Основная идея
По мнению Пиаже, взросление - это развитие психических процессов, возникающих в результате биологического созревания и опыта окружающей среды. Он считал, что дети создают понимание окружающего их мира, испытывают расхождения между тем, что они уже знают, и тем, что они обнаруживают в своей среде, а затем соответствующим образом корректируют свои идеи. Язык зависит от знаний и понимания, приобретенных в результате когнитивного развития. Ранние работы Пиаже получили наибольшее внимание.
Недостатки
Вам будет интересно:Художественное чтение: понятие, принципы и основные средства передачи чувств
Теория Пиаже, несмотря на свое всеобщее одобрение, имеет некоторые ограничения. Которые признал сам ученый. Например, его концепция поддерживает острые этапы, а не непрерывное развитие (горизонтальный и вертикальный декаляж).
Философские и теоретические основы
Теория Пиаже отмечает, что реальность - это динамичная система непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия. В частности, он утверждал, что реальность включает в себя преобразования и состояния.
Преобразования относятся ко всем способам изменений, которые может претерпеть вещь или человек. Состояния относятся к условиям или явлениям.
Люди меняются по своим характеристикам по мере взросления: например, малыш не ходит и не бегает без падений, но после 7 лет сенсорно-моторная анатомия ребенка хорошо развита и теперь приобретает новые навыки быстрее. Таким образом, теория Пиаже утверждает: если человеческий интеллект должен быть адаптивным, он должен иметь функции, чтобы представлять как трансформационный, так и статический аспекты реальности.
Он предположил, что оперативный интеллект отвечает за представление и манипулирование динамическими или трансформационными аспектами реальности, а образный интеллект отвечает за представление статических аспектов реальности.
Оперативный и образный интеллект
Оперативный интеллект является активным аспектом интеллекта. Он включает в себя все действия, явные или скрытые, предпринятые для того, чтобы проследить, восстановить или предвидеть преобразования объектов или лиц, представляющих интерес. Теория развития Пиаже настаивает, что фигуративные или репрезентативные аспекты интеллекта подчиняются его оперативным и динамическим аспектам. И, следовательно, это понимание по существу вытекает из оперативного аспекта интеллекта.
В любое время оперативный интеллект формирует понимание мира, и он меняется, если понимание не увенчалось успехом. Теория развития Ж. Пиаже утверждает, что этот процесс понимания и изменения включает в себя две основные функции: ассимиляцию и приспособление. Они являются движущей силой развития разума.
Педагогика
Вам будет интересно:Поведенческий подход: понятие, суть, особенности и представители
Когнитивная теория Пиаже прямо не связана с образованием, хотя более поздние исследователи объяснили, как особенности концепции могут быть применены к преподаванию и обучению.
Ученый оказал огромное влияние на развитие образовательной политики и педагогической практики. Например, обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании в 1966 году, основывался на теории Пиаже. Результат этого обзора привел к публикации отчета Plowden (1967).
Обучение через изучение - идея о том, что дети учатся лучше всего, делая и активно изучая, - рассматривалось как центральное место в преобразовании учебной программы начальной школы.
Периодическими темами доклада являются индивидуальное обучение, гибкость в учебной программе, центральная роль игры в обучении детей, использование среды, обучение на основе открытий и важность оценки прогресса детей - учителя не должны предполагать, что только то, что измеримое ценно.
Поскольку теория Пиаже основана на биологическом созревании и стадиях, важно понятие «готовность». Оно касается того, когда следует преподавать определенную информацию или концепции. Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития.
Согласно мнению ученого (1958), ассимиляция и приспособление требуют активного ученика, а не пассивного, потому что навыки решения проблем не могут быть изучены, они должны быть обнаружены.
Первая стадия
Согласно теории Жана Пиаже, развитие постоянства объекта является одним из наиболее важных достижений. Постоянство объекта - это понимание ребенком того, что объект продолжает существовать. Даже если они не могут видеть или слышать его. Peek-a-boo - игра, в которой дети, которым еще предстоит полностью развить постоянство объекта, реагируют на внезапное сокрытие и раскрытие лица.
Вторая стадия
Предоперационная стадия редкая и логически неадекватная в отношении умственных операций. Ребенок способен формировать устойчивые понятия, а также волшебные убеждения. Мышление на этой стадии все еще эгоцентрично, что означает, что ребенку трудно видеть точку зрения других.
Предоперационная стадия разделена на подэтап символьной функции и подэтап интуитивного мышления. Первый - когда дети могут понимать, представлять, запоминать и изображать объекты в своем уме, не имея объекта перед собой. А интуитивно понятый этап мышления - когда дети склонны задавать вопросы: «почему?» и «как получилось?». На этом этапе дети хотят все понять. Теория интеллекта Пиаже очень интересна именно такими выводами.
Третья стадия (операционная)
В возрасте от 2 до 4 лет дети еще не могут манипулировать и преобразовывать мыслеформы, мыслить образами и символами. Другими примерами умственных способностей являются язык и притворная игра. Кроме того, качество их символической игры может иметь последствия для их дальнейшего развития. Например, маленькие дети, чьи символические игры носят насильственный характер, более склонны проявлять антисоциальные тенденции в последующие годы. Это нам доказывает интеллектуальная теория Пиаже.
Третья стадия и анимизм
Анимизм - это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действиям и имеют жизненные качества. Примером может служить ребенок, который верит, что тротуар сошел с ума и заставил его упасть. Искусственность относится к убеждению, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны человеческим действиям или вмешательствам. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или облака белые, потому что кто-то покрасил их в такой цвет. Наконец, предубежденное мышление, согласно теории интеллектуального развития Пиаже, классифицируется по трансдуктивному мышлению.
Четвертая стадия (формально-операционная, логическая)
В возрасте от 4 до 7 лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Возникает интерес к рассуждению и желанию узнать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал это «интуитивным подэтапом», потому что дети понимают, что обладают огромным количеством знаний, но не знают, как они приобрели его. Центрирование, сохранение, необратимость, включение в класс и переходный вывод - все это характеристики предоперационного мышления.
Центрирование
Вам будет интересно:Кто такой приземленный человек? Основные характеристики приземленности и способы ее преодоления
Центрирование - это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя при этом все остальные. Сохранение - это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и выставочной концентрации. Как центрирование, так и сохранение можно легче понять, ознакомившись с гипотезой на практике. А сделать это можно, просто понаблюдав за своими детьми после прочтения этой статьи.
Критика
Реальны ли перечисленные этапы развития? Выготский и Брунер предпочли бы рассматривать развитие как непрерывный процесс. А некоторые исследования показали, что переход к формальной стадии эксплуатации не гарантируется. Например, Китинг (1979) сообщил, что 40-60 % студентов колледжа не справляются с формальными операционными задачами, а Дасен (1994) утверждает, что только треть взрослых когда-либо достигают формальной операционной стадии.
Поскольку Пиаже концентрировался на универсальных стадиях когнитивного развития и биологического созревания, он не учел влияние, которое социальные условия и культура могут оказывать на когнитивное развитие. Dasen (1994) цитирует исследования, которые он проводил в отдаленных частях центральной австралийской пустыни с аборигенами 8-14 лет. Он обнаружил, что способность к сохранению появилась у детей-аборигенов позже - в возрасте от 10 до 13 лет (в отличие от 5 до 7 лет, по швейцарскому образцу Пиаже). Зато способности к пространственному осознанию развивались у детей аборигенов раньше, чем у швейцарских детей. Такое исследование показывает, что когнитивное развитие зависит не только от созревания, но и от культурных факторов - пространственное осознание имеет решающее значение для кочевых групп людей.
Выготский, современник Пиаже, утверждал, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. По его словам, обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте в сотрудничестве с кем-то более умелым. Это социальное взаимодействие предоставляет языковые возможности, а язык является основой мышления.
Методы Пиаже (наблюдение и клинические интервью) более открыты для предвзятого толкования, чем другие методы. Ученый сделал тщательные, детальные натуралистические наблюдения за детьми, и из них он написал дневниковые описания, отражающие их развитие. Он также использовал клинические интервью и наблюдения старших детей, которые могли понимать вопросы и вести беседы. Поскольку Пиаже проводил наблюдения один, собранные данные основаны на его собственной субъективной интерпретации событий. Было бы более надежным, если бы ученый проводил наблюдения с другим исследователем и сравнивал результаты впоследствии, чтобы проверить, являются ли они похожими (то есть, имеют ли достоверность между оценками).
Хотя клинические интервью позволяют исследователю изучать данные более глубоко, интерпретация интервьюера может быть предвзятой. Например, дети могут не понимать вопрос, у них короткая концентрация внимания, они не могут выразить себя очень хорошо и могут пытаться угодить экспериментатору. Такие методы означали, что Пиаже мог сделать неточные выводы.
Как показали некоторые исследования, ученый недооценил способности детей, потому что его тесты иногда были запутанными или трудными для понимания (например, Хьюз, 1975). Пиаже не удалось провести различие между компетенцией (на что способен ребенок) и работой (что может показать ребенок при выполнении определенного задания). Когда задачи были изменены, производительность и следовательно компетенция оказывались затронутыми. Поэтому Пиаже мог недооценивать познавательные способности детей.
Понятие схемы несовместимо с теориями Брунера (1966) и Выготского (1978). Бихевиоризм также опровергает теорию схем Пиаже, потому что ее нельзя наблюдать непосредственно, поскольку это внутренний процесс. Поэтому они утверждают, что это не может быть объективно измерено.
Ученый изучал своих детей и детей своих коллег в Женеве, чтобы вывести общие принципы интеллектуального развития всех детей. Мало того, что его выборка была очень маленькой, она состояла исключительно из европейских детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Поэтому исследователи поставили под сомнение универсальность его данных. Для Пиаже язык рассматривается как вторичное по отношению к действию, то есть мысль предшествует языку. Российский же психолог Лев Выготский (1978) утверждает, что развитие языка и мышления идут вместе и что причина рассуждений больше связана с нашей способностью общаться с другими, чем с нашим взаимодействием с материальным миром.