29-01-2019 02:52

Психология межгрупповых отношений: виды, исследования, возможные конфликты и методы их решения

Из этой статьи вы узнаете о понятиях психологии межгрупповых отношений. Это очень важная и обширная тема. Психология межгрупповых отношений изучает взаимодействие между людьми в разных социальных коллективах. Изучаются также взаимодействия между самими коллективами. Это долгое время было предметом исследований.

Социальная психология межгрупповых отношений кратко

Этот вопрос был освещен в середине прошлого века. В 1966 году Музафер Шериф предложил общепризнанное определение психологии межгрупповых отношений. Всякий раз, когда лица, принадлежащие к одному коллективу, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой людей или ее членами с точки зрения идентификации их компании, мы имеем случай межколлективного поведения.

Устала быть одна: причины одиночества, сложности общения и психология отношенийВам будет интересно:Устала быть одна: причины одиночества, сложности общения и психология отношений

Изучение психологии межгрупповых отношений включает изучение многих явлений, связанных с коллективными процессами, включая социальную идентичность, предрассудки, коллективную динамику и соответствие. Исследования в этой области были проведены многими известными фигурами и продолжают давать эмпирическое понимание современных социальных проблем, таких как неравенство и дискриминация.

Виды

Тема видов этих коммуникаций чрезвычайно обширна. Часто к видам межгрупповых отношений относят:

  • сотрудничество (кооперацию);
  • общественный конфликт;
  • мирное сосуществование;
  • конкуренцию;
  • групповую вражду.

История

Психологическое изучение коллективных отношений и поведения началось в конце XIX века. Одна из самых ранних научных публикаций - «Коллективное сознание». Написана в 1895 году французским врачом и ученым Гюставом Ле Боном. Эта фундаментальная идея гласит, что, когда индивиды образуют коллектив, они ведут себя иначе, чем по отдельности. Ле Бон теоретизировал, что, когда индивиды формируют толпу, возникает новая психологическая конструкция, которая именуется «расовым [коллективным] бессознательным».

Указательные жесты: чем являются, как используются, что означаютВам будет интересно:Указательные жесты: чем являются, как используются, что означают

Курсы межгрупповых отношений

Ле Бон выдвинул три явления, объясняющих поведение толпы:

  • погружение (или анонимность), когда люди теряют чувство ответственности, присоединяясь к толпе;
  • зараза, то есть склонность отдельных людей следовать поведению толпы и внушению.

Последующие поколения исследований межгрупповых отношений и социального влияния строились на основе этих основополагающих идей и изучали их с помощью эмпирических данных. Так делают и в наши дни.

Исследование межгрупповых отношений в социальной психологии

Эмпирическое изучение этого явления значительно выросло в годы после Второй мировой войны. Холокост и широкое использование пропаганды побудили многих социологов к изучению межгруппового конфликта. Социологи были заинтересованы в понимании поведения немецкого населения при нацистском правлении, в частности, как пропаганда повлияла на его отношение и сколько людей могли выполнять приказы или поддерживать массовые убийства евреев и других меньшинств в рамках Холокоста.

Несколько видных социальных психологов были угнетены действиями нацистов из-за их еврейской веры, включая Курта Левина, Фрица Хайдера и Соломона Аша. Музафер Шериф был ненадолго задержан турецким правительством в 1944 году за прокоммунистические и антифашистские убеждения. Эти ученые извлекут уроки из опыта и продолжат вносить большой теоретический вклад в исследование межгрупповых отношений.

Когнитивная революция

Революция в психологии в 1950-х и 60-х годах заставила ученых изучить, как когнитивные искажения и эвристика влияют на убеждения и поведение. Получившийся в результате акцент на когнитивных процессах представлял собой значительный отход от основной бихевиористской философии, которая сформировала большую часть психологических проектов в первой половине XX века. Во время и после когнитивной революции исследователи межгрупповых отношений начали изучать искажение в поведении и мышлении, эвристику и стереотипы, их влияние на убеждение и поведение.

Что делать, если умерла мама? Как пережить смерть близкого человека - советы психологаВам будет интересно:Что делать, если умерла мама? Как пережить смерть близкого человека - советы психолога

Изыскания Соломона Аша в 1950-х годах были одними из первых экспериментов, в которых изучалось, как когнитивный процесс (необходимость соответствовать поведению коллектива) может отвергать индивидуальные предпочтения, напрямую влиять на поведение. Леон Фестингер также сосредоточился на когнитивных процессах при разработке теории когнитивного диссонанса, которую Эллиот Аронсон и другие ученые впоследствии будут использовать для описания того, как люди чувствуют симпатию к общине, в которую они были инициированы, но со взглядами которой не могут согласиться. Об этом написано в книге Гулевича "Психология межгрупповых отношений".

Дискриминация и предрассудки

Движение за гражданские права 1950-х и 60-х годов привело социологов к изучению предрассудков, дискриминации и коллективных действий в Америке. В 1952 году NAACP обратилась с призывом провести исследование по общественным наукам для дальнейшего изучения этих вопросов в свете судебного процесса по делу Браун против Совета по образованию.

Книга Гордона Олпорта 1954 года «Природа предубеждений» дала первую теоретическую основу для понимания и противодействия предрассудкам и закрепила предубеждение как центральный центр социальной психологии. В своей книге Оллпорт предложил гипотезу контакта, которая гласит, что межличностный контакт при правильных условиях может быть эффективным средством уменьшения предрассудков, дискриминации и зависимости от стереотипов. Последующие поколения ученых строили и применяли гипотезу Олпорта к другим областям предрассудков, включая сексизм, гомофобию.

Выступление Кинга

В 1967 году Мартин Лютер Кинг выступил на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, убеждая социологов продвигать причины социальной справедливости в своих исследованиях. В своем выступлении д-р Кинг призвал ученых изучить многие темы, связанные с движением за гражданские права, в том числе, барьеры для повышения социальной мобильности афроамериканцев, участие их в политической жизни.

Межгрупповые взаимодействия, психологии которых посвящена эта статья, очень интересны в контексте межрасовых отношений. Потому с этим вопросом стоит ознакомиться.

Дружная группа

Изучение видов межгрупповых отношений в последние десятилетия XX века усовершенствовало более ранние теории. Например, Ли Росс применил свои исследования по поводу систематических ошибок в своей работе над процессом урегулирования конфликтов в Северной Ирландии во время The Troubles.

Позитивные элементы

Другие ученые сосредоточились на позитивных элементах межгруппового поведения, включая помощь, сотрудничество и альтруизм между общностями индивидов. Одним из примеров этого является недавнее полевое исследование, проведенное Бетси Палак и ее коллегами, где они использовали радиопостановку, наполненную позитивными социальными нормами для повышения примирительного поведения в целой деревне в Руанде.

Ученые также применили межгрупповые теории к настройкам рабочего места. Одним из таких примеров является работа Ричарда Хэкмана по созданию и управлению коллективами или командами на рабочем месте. В частности, когда члены команды довольны работой, они могут расти профессионально, считая свою работу значимой.

Развитие технологий

Развитие технологий также сформировало изучение видов межгрупповых отношений сначала с принятием компьютерного программного обеспечения. А затем с использованием методов нейровизуализации, таких как МРТ, например. Одним из примеров того, как психологи используют новую технологию для исследований межгрупповых отношений, является тест неявной ассоциации (IAT), разработанный Энтони Гринвальдом и его коллегами в 1998 году в качестве средства измерения силы автоматической ассоциации между различными ментальными представлениями объектов. IAT обычно используется для измерения силы неявного смещения для различных конструкций, включая гендерные стереотипы на рабочем месте.

Межличностная коммуникация - это... Понятие, формы, принципы, особенностиВам будет интересно:Межличностная коммуникация - это... Понятие, формы, принципы, особенности

Управление группой

Гордон Олпорт разработал эту гипотезу, которая гласит, что контакт с членами другой социальной страты в соответствующих обстоятельствах может привести к снижению предубеждений между большинством и меньшинством. В основе контактной гипотезы лежат три психологических процесса: изучение внешней общины посредством прямого контакта, уменьшение страха и тревоги при взаимодействии с внешней общностью индивидов, а также повышение способности воспринимать перспективу, что приводит к снижению негативной оценки.

Некоторые исследователи подвергают критике контактную гипотезу, в частности, ее обобщаемость и тот факт, что межколлективный контакт может привести к увеличению, а не уменьшению предубеждений.

Реалистическая теория конфликтов

Реалистическая теория конфликтов (RCT или RGCT), представляет собой модель коллективного конфликта, которая описывает, как предубеждение между общинами возникают из-за разных целей и конкуренции за ограниченные ресурсы. Общности индивидов могут конкурировать за конкретные ресурсы, такие как деньги и земля, или за абстрактные ресурсы, такие как политическая власть и социальный статус, что приводит к враждебным убеждениям с нулевой суммой. RCT был первоначально предложен Дональдом Т. Кэмпбеллом, а затем был разработан в классических экспериментах Музафером Шерифом. Эксперимент «Пещера грабителей Шерифа» предоставил доказательства для РКИ, произвольно назначив мальчиков в летний лагерь с одинаковым прошлым в разные группы.

Сплоченная группа

Затем мальчики в этих командах соревновались друг с другом и выявляли враждебные убеждения внешней группы, пока не была навязана общая цель сотрудничества, которая требовала, чтобы коллективы работали вместе, что привело к уменьшению чувства враждебности. Шериф утверждал, что коллективное поведение не может быть результатом анализа индивидуального поведения и что межгрупповой конфликт, особенно тот, который вызван конкуренцией за ограниченные ресурсы, создает этноцентризм.

Теории социальной идентичности

В 1970-х и 80-х годах Анри Тайфель и Джон Тернер предложили две взаимосвязанные теории - самокатегоризации и социальной идентичности, которые вместе образуют метод для понимания психологических процессов, лежащих в основе понимания людьми своей идентичности и принадлежности к коллективу.

Теория №1 (самокатегоризация) объясняет контексты, в которых индивид воспринимает совокупность людей как группу, и психологические процессы этого восприятия.

Теория №2 описывает, как индивидуальная идентичность формируется членством в социальной страте. Она также предсказывает различия в межгрупповом поведении на основе воспринимаемых статусных различий между социальными общностями.

Влияние различий

Ранние исследования межгрупповых отношений и взаимодействий были сосредоточены на понимании процессов, стоящих за коллективными взаимодействиями и динамикой. Что специалисты заключили сегодня?

В настоящее время межгрупповые отношения характеризуются тем, что ученые применяют и совершенствуют эти теории в контексте современных социальных проблем - неравенство, дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации, расы/этнической принадлежности и религии.

Значение

Лекция по межгрупповым отношениям

Различные теории из психологии межгрупповых отношений дали много подходов к снижению предубеждений. Ученые сосредоточились на разработке теоретических основ для понимания того, как эффективно уменьшить коллективные конфликты и предрассудки. Например, недавнее вмешательство, разработанное Патрисией Девайн и ее коллегами, сфокусировано на преодолении когнитивных искажений и уменьшении неявных предубеждений.

В других исследованиях по снижению предрассудков изучались методы межгрупповых отношений и взаимодействий, в том числе, кооперативное обучение (такое как «Головоломка» Эллиота Аронсона).

Мета-анализы экспериментов по уменьшению неявного смещения показали, что многие из них дают ограниченный эффект, который не сохраняется вне лабораторных условий. Некоторые эксперты призвали к дополнительным полевым экспериментами и исследованиям, в которых используются продольные схемы для проверки внешней валидности и долговечности существующих методов уменьшения предубеждений, особенно программ по разнообразию рабочих мест, которые могут не учитываться эмпирическими исследованиями.

Другие открытия

Социологи изучали явления, связанные с неравенством, такие как бедность, бесправие и дискриминация, издавна. Тем не менее эксперты только недавно начали разрабатывать теории о психологических последствиях социального неравенства. Текущие исследования позволили определить склонность белых недооценивать чернокожих из-за ложных убеждений в биологических различиях.

Большинство исследований по социальному неравенству были в основном сосредоточены на отдельных категориях, таких как раса и пол. Все больше и больше ученых изучают влияние того, как пересечение идентичностей влияет на индивидуальные и групповые психологические процессы. Например, Джудит Харакевич и ее коллеги рассматривали расу и социальный класс как взаимосвязанные конструкции в интервенции полезности и ценности, предназначенной для устранения разрыва в расовых достижениях.

Открытия Левина

Курт Левин считается одним из отцов-основателей социальной психологии и внес большой вклад в психологические исследования. Левин основал центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте в 1945 году.

Левин был заинтересован в научном изучении процессов, которые влияют на людей в коллективно ориентированных ситуациях, и центр изначально был сосредоточен:

  • на коллективной производительности;
  • коммуникации;
  • социальном восприятии;
  • межличностных и межгрупповых отношениях;
  • членстве в общинах;
  • лидерстве и улучшении функционирования.

Межгрупповая поддержка

Левин придумал термин «групповая динамика», чтобы описать, как люди и коллективы ведут себя по-разному в зависимости от их окружения. В терминах межличностных и межгрупповых отношений он применил свою формулу B = ƒ (P, E). Теория, лежащая в основе этой формулы, подчеркивает, что контекст формирует поведение в сочетании с мотивами и убеждениями человека, является краеугольным камнем социально-психологического исследования. Левин провел многочисленные изыскания, которые стали пионерами в области организационной психологии, показав, что коллективное принятие решений, обучение лидерству и методы самоуправления могут повысить производительность труда сотрудников.

Гордон Оллпорт

Американский социальный психолог Гордон Оллпорт считается одним из пионеров психологического изучения форм межгрупповых отношений. Особенно влиятельной является книга его «Природа предубеждений» (1954 года), в которой была предложена контактная гипотеза, ставшая основой для исследований предрассудков и дискриминации в середины 1950-х годов. Вклад Оллпорта в эту область все еще разрабатывается психологами. Одним из примеров является общая модель идентичности внутри общины, разработанная Джеком Довидио и Сэмюэлем Гертнером в 1990-х годах.

Помимо теоретического вклада в эту область, Оллпорт обучал многих студентов, которые могли бы внести свой собственный вклад в исследование межгрупповых отношений. Среди этих студентов - Энтони Гринвальд, Стэнли Милгрэм и Томас Петтигрю.

Изыскания Шерифов

Музафер Шериф и Кэролин Вуд Шериф провели несколько заметных экспериментов на эту тему в середине XX века, включая эксперимент "Летний лагерь". Эти эксперименты легли в основу реалистической теории конфликта, предоставляя теоретическое объяснение происхождения межгрупповых предрассудков, а также изучая методы, направленные на снижение негативного отношения между общностями. Шерифы предположили, что коллективное поведение не может быть результатом анализа индивидуального поведения. И что конфликт, особенно тот, который вызван конкуренцией за ограниченные ресурсы, создает этноцентризм. Изыскания Музафера Шерифа по психологии коллективных конфликтов были основаны на его опыте наблюдения и изучения дискриминации и социального давления в Соединенных Штатах и ​​в Турции.

Нерешительный человек: определение, признаки, советы, как добиться уверенности в себеВам будет интересно:Нерешительный человек: определение, признаки, советы, как добиться уверенности в себе

Кэролин Вуд Шериф вместе с Музафером Шерифом и Карлом Ховландом разработала теорию социального суждения, которая объясняет, как люди воспринимают и оценивают новые идеи, сравнивая их с нынешними установками. Теория обрисовывала в общих чертах, как люди умеют убеждать и как это может влиять на индивидуальные и коллективные установки.

Соломон Аш

Работа Соломона Аша в 1950-х годах также помогла в исследовании уровней межгрупповых отношений. Он изучал, как социальное давление коллектива влияет на людей, чтобы привязать их поведение, отношение и убеждения к общественным нормам. Результаты этих изысканий показали, что люди могут поддаваться общественному давлению, а последующие изучения сосредоточились на условиях, при которых они более или менее соответствуют поведению коллектива. Изыскания Аша, наряду с шоковыми экспериментами Стэнли Милгрэма, проливают свет на психологические процессы, лежащие в основе послушания, соответствия и авторитета.

Тайфель и Тернер

Британские психологи Анри Тайфель и Джон Тернер разработали теорию социальной идентичности, а затем и теорию самостоятельной категоризации в 1970-х и 80-х годах. Тайфель и Тернер были одними из первых специалистов, изучивших важность членства в группах и выяснили, как особенность членства в коллективе определяет поведение. Тайфель изобрел парадигму минимальных общностей, экспериментальный метод произвольного распределения отдельных лиц по коллективам (например, путем подбрасывания монеты), который показал, что даже когда люди были разделены на произвольные, бессмысленные общины, они имели тенденцию демонстрировать фаворитизм в отношении своей собственной группы. Это очень актуально для многих движений и конфессий в наши дни.

Ли Росс

Ли Росс провел изучение нескольких психологических явлений, тесно связанных с формами межгрупповых отношений, включая фундаментальную ошибку атрибуции, настойчивость убеждений и наивный реализм - идею о том, что люди верят, что они видят мир объективно, и что те, кто с ними не согласен, должны быть иррациональными или предвзятыми. В 1984 году Росс стал соучредителем Стэнфордского центра по международным конфликтам и переговорам (SCICN), специализирующегося на применении результатов психологии, права и социологии, чтобы помочь разрешить международные конфликты. Росс и его коллеги из SCICN изучили многие из этих концепций, поскольку они относятся к разрешению конфликтов.

Другие ученые

Сьюзан Фиске вместе со своими коллегами Эми Кадди, Питером Гликом и Джун Сюй разработали модель содержания стереотипов, в которой говорится, что стереотипы и межгрупповые впечатления формируются в двух измерениях: тепло и компетентность. Модель содержания стереотипа основывается на теории эволюционной психологии. Индивиды склонны сначала оценивать, представляют ли люди угрозу (тепло), а затем предугадывать, как люди будут действовать, основываясь на первоначальной оценке (компетентности). Из этого следует, что социальные страты, которые конкурируют за реальные или предполагаемые ресурсы, такие как деньги или политическая власть, считаются низкими по теплу, в то время как коллективы с высоким статусом (например, с точки зрения финансов или образования) имеют высокий рейтинг компетентности. Фиске также участвовала в разработке широко используемого перечня амбивалентного, враждебного и доброжелательного сексизма.

Клод Стил и его коллеги Стив Спенсер и Джошуа Аронсон известны тем, что изучают угрозу стереотипа - ситуационное давление ощущается, когда они рискуют подтвердить негативный стереотип о своей общине. В основе механизма угрозы лежат три фактора: стрессовое возбуждение, мониторинг производительности и когнитивные усилия по снижению негативных мыслей и чувств.

Существуют доказательства того, что угроза стереотипа играет роль в снижении профессиональной успеваемости среди людей в отрицательно стереотипных группах, хотя другие изыскания поставили это под вопрос. Стил и его сотрудники изучили несколько форм вмешательств, направленных на смягчение угрозы стереотипов, в том числе, методы самоутверждения и предоставления психологически «мудрой» критической обратной связи.

Городская группа

Энтони Гринвальд и его коллеги Дебби МакГи и Джордан Шварц разработали тест неявной ассоциации или IAT. Он используется для проверки силы неявных (автоматических) ассоциаций индивида между ментальными репрезентациями и обычно используется в межгрупповых исследованиях для проверки предвзятости. Недавно обоснованность IAT как меры неявного смещения была поставлена ​​под сомнение. Гринвальд, который был студентом Гордона Оллпорта, также изучал фаворитизм в коллективе, поскольку он связан с дискриминацией и скрытым социальным уклоном по различным темам, включая влияние на поступление в медицинскую школу и формирование стереотипов среди маленьких детей. Это формирует проблемы межгрупповых отношений.

Джим Сиданиус и Фелисия Пратто разработали теорию социального доминирования, которая утверждает, что большинство групп организованы иерархически в развитых обществах. Согласно теории, они основаны на возрасте: пожилые люди имеют большую власть, как и мужчины. Это произвольно установленные иерархии, которые определены культурно и могут включать расу/этническую принадлежность, религию и национальность. Теория также предсказывает паттерны отношений межгруппового конфликта на основе сильных гегемонических коллективов, различающих и угнетающих маломощные общины.

Сиданиус разработал шкалу ориентации социального доминирования, чтобы измерить желание членов одного коллектива доминировать и превосходить внешние общины.

Долго изучались также методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Сейчас эти исследования очень сильно продвинулись. Об этом доступно написано в книге "Психология межгрупповых отношений" В. С. Агеева.

Дженнифер Ричесон изучает расовую идентичность, социальное неравенство и межрасовые отношения с акцентом на понимание психологических процессов, стоящих за реакциями на разнообразие.

В работе, посвященной социальному неравенству, Ричесон и ее коллеги Майкл Краус и Джулиан Ракер обнаружили, что американцы неверно оценивают степень, в которой экономическое равенство было достигнуто как среди "белых", так и среди чернокожих с высокими и низкими доходами, переоценивая экономическое равенство на основе расы. Это написано в любом учебнике психологии межгрупповых отношений и взаимодействий.



Источник