В пословицах отображается опыт народа, в котором растет и развивается личность. Поговорки и пословицы — это образное словосочетание, они несут определенный, вполне очевидный смысл, но в переносном значении. Это своего рода формула, передающая мудрость новому поколению от предшествующих.
Методика толкования пословиц и метафор в современной психологии очень широко используется; она помогает увидеть проблемы, возникающие у подростков в их коллективе, и распознать проблемы мышления на начальных этапах.
Методика
Вам будет интересно:Необязательный человек: понятие и характеристики. Недостатки необязательности
Методика — это наука о том, как преподавать или исследовать закономерности. Каждый психолог старается разработать свою методику.
В нашем случае речь идет о методике толкования пословиц, которая позволяет понять, насколько эффективны и упорядочены мыслительные процессы у подростка или взрослого.
Что такое пословица? Фольклор и психология общения
Пословицы формировались в языковой среде с древности под влиянием культурных и общественно-политических связей. Это образные выражения, которые, в принципе, имеют общеизвестную интерпретацию. Например, "Рука руку моет", или "Береженого Бог бережет". Но образность пословиц отличается спецификой. Пословица кратка. По сути, это небольшое выражение, несущее обширный смысл.
Но при исследовании характера и мышления индивида пословицы можно использовать как материал для "выуживания" из подсознания тех мыслеобразов, которые человек прячет от общественности. Если попросить нескольких человек дать более широкую интерпретацию одной и той же поговорки, то ответы будут разные. Это связано с тем, что модель мышления и система ценностей у людей отличаются.
Методика толкования пословиц уже давно используется в практической психологии, но также ее применяют и в патопсихологии.
Методика Б. Зейгарник
Советский патопсихолог Блюма Зейгарник создала свою авторскую методику работы с пословицами. Исследуемый должен из перечня предлагаемых пословиц выбрать соответствующее каждому изречению определение, перечень которых уже тоже задан.
По этой методике определяют патологические особенности мышления, присущие людям, склонным к шизоидному расстройству и шизофрении.
Методика позволяет установить такие свойства мышления: непродуктивность, нецеленаправленность, разбросанность мыслей, соскальзывание. Все эти свойства мышления присутствуют одновременно при шизофрении.
Трактование метафор и пословиц как метод анализа психических отклонений. Тест Рубинштейна
Для трактовки возможных отклонений в психике используется также тест патопсихологической методики С.Я. Рубинштейна.
Факторы, которые учитываются при анализе, таковы:
- способность человека к четкому изложению мыслей словами;
- детальность, с которой человек интерпретирует сформировавшуюся в его мозге картину;
- способность управлять своими мыслями, то есть держать ум в рамках задания и "не скакать" с понятия на понятие;
- скорость работы по анализу пословицы.
Например, дается пословица:
Играй да не заигрывайся
Что думает личность по этому поводу? Вкладывает ли человек свои навязчивые невротические мысли в интерпретацию? Говорит: "Это обо мне, у меня бывают проблемы"? Или же приводит здравые и аргументированные доводы, не зацикливается на эгоистических мыслях?
Так же обстоит дело и с анализом метафор. Например, метафора "глубокая ночь". Человек с глубоким и творческим мышлением сумеет создать целую историю по этому словосочетанию, придумать много деталей к основному образу. Человек-логик с чисто техническим мышлением выразится кратко: "Это когда темно".
Слишком детальное описание, застревание на одном мыслеобразе и игнорирование иных не является хорошим признаком. Застревание также свидетельствует о некоторых глубинных нарушениях в психике.
Работа с подростками. Анализ их мышления
Подростки не всегда могут высказаться перед взрослыми. А это важно для них.
Героиня Мигеля де Унамуно произнесла такую фразу:
Лучше ведь прожить час и говорить, чем прожить два часа и молчать.
Они должны проговаривать все накопленные в себе чувства, чтобы не "взрываться". Когда у них проблемы, и становятся непонятными причины, психолог или родитель может предложить им истолковать какую-либо пословицу и дать объяснение через образ их собственному поведению.
Методика толкования пословиц для подростка представляет возможность "докопаться" до сути его личностных проблем. Так как почувствовав, что его слушают, он может "приоткрыть дверь" внутрь себя, чтобы ему помогли.
Многие пословицы заставляют задуматься человека. Попросив проанализировать философскую пословицу, можно увидеть, насколько развиты интеллектуальные способности подростка.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Что юноша понимает под "пирогами" — материальные ценности или моральные? Почему человек должен заботиться больше о внутреннем, чем о внешнем?
Игра словами. Метафоры и образы
Многие метафоры приводят психологи своим пациентам, но намного лучше, когда сам пациент приводит ту метафору, которая приходит ему на ум. Этот язык образов откроет психологу огромный пласт внутренних проблем пациента.
Психолог иранского происхождения Носстрат Пезешкиан говорил о том, что образ метафоры способен "сказать" гораздо больше, чем пару слов, из которых состоит метафора. Поэтому методика толкования пословиц, интерпретация метафор — это превосходный способ быстро добраться до сути проблемы, не блуждая в запутанных коридорах мыслей пациента, его болезненных рационализаций.