В бытовом общении термин «интерференция» почти не используется, поскольку является специализированным понятием в области медицинских и научных исследований психологии памяти человека. Впервые термин было введен при изучении факторов образования ассоциативных связей, влияющих на запоминание различного рода информации.
Понятие интерференции
Данное понятие в современной науке применяется для описания функции памяти в процессе обучения или получения новых навыков и умений. Этот термин рассматривается как основа существующих теорий о факторах, влияющих на способность к запоминанию и вызывающих забывчивость человека.
Вам будет интересно:Нравственное сознание: структура, методы формирования и развития
Исходя из имеющихся данных, можно привести следующее определение интерференции в психологии: это явление, при котором происходит вытеснение запоминаемого материала под воздействием новой получаемой информации. Наиболее пристально эффект интерференции изучается в области исследования познавательных функций: памяти, восприятия, внимания, закрепления фактических навыков.
В общем смысле интерференция в психологии – это состояние взаимного подавления процессов, протекающих параллельно в сознании субъекта. Причиной такого явления может быть ограничение внимания и концентрации под воздействием внешних и внутренних факторов.
Вам будет интересно:Бессознательное по Фрейду. Понятие и виды бессознательного
В социальной психологии интерференция – это конфликт между оценками человеком событий окружающей действительности. Например, противоположные эмоции, моральные принципы и жизненные приоритеты.
Классификация
Подробное изучение эффекта интерференции проводится в рамках исследовательской работы при изучении возможностей памяти и способности к приобретению навыков в образовательном процессе.
Одной из основных теорий, объясняющей данное явление, является работа И. П. Павлова, посвященная развитию рефлекторных навыков. Согласно этому исследованию можно привести классификацию на основе способности запоминания первичной и сохранения приобретенной позднее информации.
Проактивная интерференция
Проактивная интерференция в психологии – это явление ухудшения запоминания нового материала под влиянием уже заученной информации. Субъект испытывает затруднения с усвоением новых данных, поскольку на процесс сохранения влияют уже имеющиеся воспоминания. Состояние усиливается при увеличении объема и детализации для запоминания первоначально полученных данных. В отдельных случаях проактивная интерференция возрастает при возрастании общей или понятийной схожести между прежде знакомым и новым материалом.
Ретроактивная интерференция
Ретроактивная интерференция в психологии – это ослабление сохранения первоначальных данных на фоне получения нового объема информации. Степень взаимодействия при этом увеличивается при повышении объема более поздних данных. Новая информация накладывается на уже имеющиеся воспоминания, искажая их или снижая способность к точному воспроизведению.
Объяснение феномена забывания базируется на том допущении, что с течением времени и поступлением новых данных, старые воспоминания смешиваются с приобретенными. Исследования данного нарушения памяти проводятся редко. Из примеров можно привести проведение анализа свидетельских показаний. В рамках такого эксперимента было установлено, что воспоминания свидетелей какого-либо происшествия искажаются при многократном повторении вопросов и пересказе события.
Селективная интерференция
Помимо указанных видов, выделяют селективную интерференцию в психологии – это взаимодействие заученного и вновь полученного материала, на усвоение которого затрачивается большее количество времени. Данное состояние проявляется как задержка с ответом на вопрос, обусловленная мнемическими процессами в результате влияния звучания слова на само понятие. Например, одним из примеров является задача определения цвета букв слова, если само слово является названием некоторого цвета. Проявления селективной интерференции применяются при изучении функции восприятия и понимания.
Интерференция навыков
Навык – это последовательность действий, выработанная обучением или тренировками и доведенная до автоматизма. Устойчивость навыка зависит от свойств памяти и воспроизведения. Для целого ряда профессиональных сфер деятельности, где необходимо быстрое принятие оптимального решения, особое значение имеет наличие определенных навыков.
В рамках исследования возможностей рефлекторной памяти по усвоению данных было выделено отдельное понятие интерференции навыков – в психологии это процесс переноса сохраненных человеком навыков на новое действие. В основе активации такого действия лежит сходство признаков навыков, вызывающее наложение одного умения на другое.
В отдельных случаях переключение от привычного навыка к инвертируемому вызывает затруднение в выполнении действия. Такое состояние указывает на то, происходит вытеснение результатов под воздействием новых элементов. Установлено, что интерференция навыков более выражена при изменении обычного состояния человека (переутомление, болезнь, воздействие алкоголя или медикаментов), а также в стрессовых ситуациях (дефицит времени, нервное перенапряжение).
Эффект интерференции в психологии используется в исследовании способности сознания к смене деятельности. Если человек резко изменяет одну деятельность на другую, происходит явление инерции – предыдущая задача мешает выполнению последующей. Такое состояние, когда сознание не может отключиться от выполняемого ранее дела, лишает человека до 20% трудоспособности, по сравнению с тем, когда задачи выполняются по отдельности либо с некоторым промежутком времени.
Факторы, влияющие на интерференцию
На основе собранного экспериментального материала выявлены общие особенности и факторы образования эффекта интерференции памяти:
- Степень схожести между первоначальным и последующим материалом для запоминания. Этот критерий может выражаться в различных параметрах: звучание, написание, значение, сходство задания или выполнения, ассоциативное совпадение.
- Объем и сложность основного и более позднего материала.
- Степень заучивания информации - дословное воспроизведение или сохранение смысла.
- Временной промежуток между усвоением данных или выполняемыми задачами.
Изучение интерференции
При изучении феномена интерференции памяти на примере усвоения текстовой информации было установлено, что классический эффект торможения запоминания проявляется только в ситуациях, сходных с типичными методами исследования: последовательное заучивание и воспроизведение двух текстовых фрагментов или отдельных предложений.
В других случаях работа с текстовым материалом не соответствует определению про- и ретроактивной интерференции. Забывание выражается не просто в частичной потере информации, а в виде замены дословного содержания или видоизменения смысловой составляющей.
Специфика запоминания текстового материала связана с образованием в сознании некой смысловой схемы, которая должна соответствовать индивидуальной системе знаний человека. Аспекты текстовой информации, не совместимые с ней, игнорируются или трансформируются при запоминании. Характер усвоения текстовых данных может дополнять общую теорию мышления и памяти.
Таким образом, интерференция в психологии – это торможение запоминания и сохранения данных в долговременной памяти, как следствие сопоставления поступающей и хранящейся в памяти информации, основанное на ассоциативных связях.