15-02-2019 14:53

К. А. Абульханова-Славская: дата рождения, краткая биография и научная деятельность

Ксения Александровна Абульханова-Славская - личность, известная миру как доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор. На сегодняшний день она является действительным членом-академиков Российского Авторского Общества, а также главным научным сотрудником лаборатории психологии личности Института Психологии Российской академии наук. Также осуществляет деятельность в качестве профессора кафедры психологии личности департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Она является членом Международной академии психологических наук, а также Европейской ассоциации психологии личности.

Профессиональный путь

Что такое сублимация в психологии: определение понятия, основные направления теорииВам будет интересно:Что такое сублимация в психологии: определение понятия, основные направления теории

Научная карьера Ксении Александровны началась в 1956 году, когда будущий профессор окончила факультет философии МГУ имени М. В. Ломоносова. Отделение, на котором училась Абульханова-Славская - психология. С 1956 по 1974 Ксения Александровна трудилась в Институте философии АН СССР и посвящала себя сектору философских проблем. За данный период времени она продвинулась с должности младшего научного сотрудника до старшего. В 1974 году Абульханова-Славская сменила место работы с Института философии перешла в Институт психологии АН СССР. На данный момент он известен как РАН. Основная сфера исследования профессора Абульхановой-Славской - деятельность и психология личности.

Психосоматика ожога: причины, психологические проблемы и методы леченияВам будет интересно:Психосоматика ожога: причины, психологические проблемы и методы лечения

Ксения Александровна

Преподавание

Путь в качестве учителя у Ксении Александровны начался в 1982 году. С тех пор она преподавала не только в МГПИ имени В.И. Ленина, но и в РГГУ, и даже на своем родном факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В 2002 году к этому и так не маленькому списку добавился факультет психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Помимо большого преподавательского опыта, Ксения Александровна посвятила огромный период времени, с 1987 по 2012, работе заведующим лабораторией методологии, теории, истории психологии Российской академии наук. На сегодняшний день эта структура носит название "Лаборатория психологии личности". В 2013 году Абульханова-Славская получила должность главного научного сотрудника Института психологии Российской академии наук.

стратегия жизни

Научная деятельность

Старт исследовательской деятельности Ксении Александровны прошел под чутким руководством Сергея Леонидовича Рубинштейна. Именно благодаря тому, что Абульханова-Славская была ученицей известного психолога, она усиленно развивала его теорию деятельности в своих дальнейших работах. Уже к семидесятым годам она становится одним из лидеров в изучении методологии отечественной психологии.

Первой значимой работой можно считать монографию «О субъекте психической деятельности», написанной Ксенией Александровной в 1973 году, как раз в период перехода из института философии в институт психологии. Эту же проблему она рассматривала в своей докторской диссертации. Отличает работу примененный принцип субъекта к определению предмета психологии. Также Абульханова-Славская обосновала подход к человеку как к субъекту психической деятельности. Детерминация психики индивида исследовалась в ее работах в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, которые определяется общественным бытием человека.

поведение человека

Особенности работ

Ксения Александровна абсолютно по-новому исследовала проблему жизненного пути и становления личности. Новизна метода заключалась в изучении особенностей противоречий конкретной человеческой жизни и выявление качества личности субъекта жизненного пути. Эти показатели определяют его позицию, возможности для роста и развития. Такой подход позволил не только взглянуть по-новому на понятие личности, но и появилась возможность также отойти от традиционных методик изучения свойств индивида к исследованию его проявлений в контексте того, что происходит в процессе решения жизненных вопросов. Данному исследованию были посвящены сразу две работы: "Диалектика человеческой жизни", написанная в 1997 году, и "Стратегия жизни" К. А. Абульхановой-Славской, увидевшая свет в 1991 году.

книга адьбухановой

Создание стратегии

Исследования психологии К. А. Абульхановой-Славской базировалось на типологических разработках Дмитрия Николаевича Узнадзе и Бориса Михайловича Теплова, а также многих других известных психологов. Также основной стали собственные эмпирические исследования. На базе имеющихся данных Ксения Александровна разработала типологическую стратегию изучения личности. Она в будущем стала называться методом прогрессивной психологии и послужила основной для изучения высших личностных способностей человека, которые напрямую связаны с жизнью и развитием личности. К примеру, сюда относится способность грамотно организовывать свое время, проявление инициативы, активность, ответственность, сознание личности в целом и так далее.

Личностная организация времени

Также Абульханова-Славская является главным автором концепции личностной организации времени жизни, которая раскрывает структуру, состоящую из трех компонентов: осознание, переживание, практическая регуляция времени. Были проведены эмпирические исследования, которые заключались в сопоставлении определенных абстрактных структур организации времени, активности и сознания, с тем, как это происходит в реальной жизни с учетом возрастных, профессиональных особенностей. Еще одна важная научная разработка – это концепция социального мышления. И по сегодняшний день под чутким руководством Ксении Александровны изучаются особенности социального мышления не только российской личности, но и менталитета народа.

жизненный путь

Абульханова-Славская: стратегия жизненного пути

Начать разбираться в исследованиях стоит с предварительной подготовки. Нужно разобраться с определением, а что же такое жизненный путь, как он есть? Профессор Абульханова-Славская определяет данное понятие как индивидуальную историю конкретной личности, ее содержание и мировоззрение. Каждый жизненный путь имеет свою структуру, сюда входят факты, события, поведения и действия, на которых базируется становление человека как личности.

поведение человека

В чем суть?

Стратегия жизненного пути, по мнению профессора, базируется на следующих положениях:

  • Все берет свое начало еще с детства, с наших юношеских мечтаний и желаний. Эти замыслы еще не четкие, но именно в них и зарождается идея собственной будущей жизни.
  • Главная цель и предназначение личности реализуется через выбор профессии. Благодаря конкретным планам реализуется жизненная программа индивида.
  • Для того чтобы сознательно определять направление и суть своего пути, как в физических, социальных, так и в духовных сферах, потребуется активное отношение к себе и к своей деятельности.
  • Только через реализацию своих потребностей и мотивов посредством обучения, общения и осуществления трудовой деятельности определяется жизненный путь человека.
  • Какой можно сделать вывод? Все просто, жизненная стратегия – это построение пути индивида, изначально основанное на индивидуальных возможностях, а затем на понятиях, выработанных в процессе обучения, труда, общения с другими людьми. Стратегия жизни базируется на представлениях конкретного человека о целостности, поэтапности и перспективности своего пути. Каждый индивид имеет свой собственный план, который также называют индивидуальной организацией.



    Источник