Мария Монтессори – это итальянский педагог и врач, которая предложила использовать для воспитания детей множество сенсорных игр на развитие органов чувств. Дидактические занятия по ее методике проводились в специально организованных помещениях для детей дошкольного возраста. Группы набирались разновозрастные, чтобы старшие дети могли помогать малышам выполнять задания. Главная ставка делалась на самостоятельность ребенка в поиске правильного решения.
Дети должны были находить ответы и работать с материалом путем проб и ошибок, без подсказок взрослого. Руководство разрешено опосредованное, можно с малышами совместно обсудить проблему. Игры детям не навязывались, а располагались в комнате на полках, а дети самостоятельно выбирали те, что им пришлись по душе.
Вам будет интересно:Манерность – это что такое? Давайте разбираться
Основной принцип методики Марии Монтессори сводился к полной свободе ребенка и автодидактизме, то есть малыш сам себя учил, развитие шло своим путем, без принуждения и навязывания своего мнения взрослыми и педагогами. Приобретение знаний было не приоритетным, главным считалось развитие моторики рук и пальцев, активность ребенка, умение концентрироваться и желание помогать товарищам.
Начиная с первой половины 20 века, у данной методики было как множество поклонников, так и противников, которые полностью отвергали теорию обучения итальянского педагога. Однако интересные и яркие игры прижились во всем мире и до сих пор радуют ребят, хотя во многих странах они используются под руководством взрослых.
Вам будет интересно:Упражнения для развития мышления: виды, эффективные методы, советы психологов
В статье рассмотрим материал, который придумала Мария Монтессори, - рамки, вкладыши, дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание дошкольников. Поясним их развивающее значение для детей, как можно играть с такими игрушками. Расскажем, как можно самостоятельно сделать данный материал в домашних условиях.
Коробка с фигурами
Рассмотрим одну из популярных рамок Монтессори, сделанную в форме коробочки. В комплекте содержится несколько геометрических фигур разного цвета, а в крышке ящичка для их хранения есть отверстия, соответствующие форме и размеру деталей. Ребенок должен правильно подобрать фигуру к отверстию, чтобы она свободно прошла и упала в емкость. Если малыш не понял задания и будет засовывать деталь не в то отверстие, то у него ничего не получится. По отзывам, методом проб и ошибок ребенок справится с заданием самостоятельно.
Такие рамки Монтессори выпускают в продажу с различными фигурами, причем не обязательно с коробкой. Это может быть плоская фанера, в которой лобзиком проделаны углубления. Такую игру можно вполне сделать самостоятельно из плотного картона, прорезав фигуры канцелярским ножом. Для яркости каждую деталь окрасьте в разные цвета. Во время работы ребенок не только запомнит название геометрических фигур, но и выучит цвета. Эту игру можно использовать в рисовании, ведь плотные детали являются отличными шаблонами.
Игра «Одень фигуры на стержни»
Геометрия в рамках Монтессори встречается довольно часто. Рассмотрим еще одну дидактическую игру, которую любят малыши. Комплект состоит из треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов 4 разных цветов. В данных деталях есть отверстия, причем в каждой фигуре разное количество. Ребенок должен правильно надеть фигуры на стержень, подсчитав стержни или количество отверстий.
Можно разнообразить игру, придумывая разные задания. Например, выложить сначала все желтые детали, потом красные, далее зеленые, и в конце – синие. По отзывам педагогов, часто дети используют материал игры для конструирования, выкладывая на столе разные картинки. В такой игре развиваются не только умственные способности малыша, но и творческие задатки.
Игра «Выставь по порядку»
Следующая рамка Монтессори также состоит из разных геометрических фигур, однако они выложены в порядке убывания величины. Все фигуры окрашены в один цвет, так как основное внимание ребенка должно уделяться распознаванию размера детали. Чтобы понять правильность выполнения задания, малыш должен разложить их перед собой и сравнивать попарно.
Для удобства в игре сделаны небольшие «ручки» на каждой детали, чтобы малыш спокойно вынимал и вставлял фигуру в отверстие. Также удобно такие формы использовать в качестве шаблонов во время рисования или аппликации.
Дополнительные задания
По мнению родителей, интересно придумывать задания, используя материал игры. Например:
- выложите на столе в один ряд большой квадрат, маленький треугольник, средний по размеру круг и т.д.;
- разложите фигуры по кучкам – сначала все большие, потом – меньшие по величине и т. д. до самых маленьких;
- выполните задание: по центру положите самый маленький круг, справа – большой квадрат, слева – самый маленький треугольник, сверху – средний по величине кружок, а снизу – самый маленький квадрат и т. д.
Игра «Рамки-вкладыши» Монтессори
Следующий вид рамок в методике итальянского педагога состоит не просто из геометрических фигур. Каждая форма поделена на тонкие полоски и складывается из отдельных рамок, которые выкладываются в отверстия в порядке возрастания. Ребенку нужно не просто вставить фигуру в определенное отверстие, но сначала сложить ее на столе из нескольких элементов. Задание усложняется, поэтому такую игру можно давать детям, которые уже отлично справляются с предыдущими заданиями.
Как и в остальных играх, каждую деталь можно использовать в качестве шаблонов для рисования. Интересно с элементами из рамок-вкладышей Монтессори конструировать, собирая на поверхности стола картинки.
Игра-сюрприз
Очень нравится малышам, по отзывам родителей, развивающая игра с сюрпризом. В деревянной рамке сделаны выемки, состоящие из двух отделений. Сверху вставлены половинки куриных яиц разной величины, за которыми прячутся цыплята. Чтобы ребенку было легче определиться с птенцом, его контуры напечатаны на дне отверстия.
Это интересная игра, которая развивает глазомер, учит составлять целое из частей, сравнивать предметы по величине, развивается логическое мышление, память, внимательность.
Рамки с застежками Монтессори
Следующая игра кардинально отличается от всех описанных выше, так как сделана она из ткани и представляет собой две половинки, собранные на застежках.
Всего в наборе 12 рамок, каждая из которых имеет собственные застежки. Это «молния» и шнуровка, большие и маленькие кнопки и пуговицы, английские булавки и застежки на липучках, крючки и ремешки, завязки на бантиках и фастексы. Маленьким детям тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, часто одевание заканчивается слезами. Эта игра вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. Развивается мелкая моторика рук и пальцев, ловкость движений. Ребенку удобно выполнять работу, он хорошо видит ошибки и самостоятельно может их исправить.
Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, поэтому ребенок по ходу игры еще повторяет цвета и их оттенки. Малыш спокойно, без принуждения, запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.
Игры своими руками
Все дидактические игры и рамки Монтессори своими руками сделать несложно, достаточно выбрать материал и иметь элементарные инструменты для работы. Рамки можно сделать из фанеры, ДВП, дерева или плотного картона. Для работы с древесиной пригодится ручной или электрический лобзик, а вырезать отверстия из бумаги можно канцелярским ножом.
Рамки с различными застежками шьют из ткани на швейной машине или вручную. Необязательно делать все 12 рамок, достаточно выбрать самые распространенные в одежде детей застежки – пуговицы и липучки, «змейку» и кнопки. Для шнуровки можно приготовить форму стопы, вырезанную из ДВП или фанеры с отверстиями для веревки.
Зная принцип сенсорного воспитания в играх итальянского педагога, можно и дома с легкостью изготовить все пособия для развития умений своего ребенка.