10-01-2019 14:33

Мнестическая деятельность - это... Понятие, определение, особенности, норма и нарушения, лечение коррекцией

Мнестическая деятельность — это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию, и в нужный момент воспроизводить. Человеческий мозг имеет хорошо развитую способность воспроизводить факты и события точно.

нейронные связи

Но у некоторых людей случаются мнестические расстройства. Почему это происходит и как их корректировать будет рассмотрено в статье.

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Сила личности - стремление к успехуВам будет интересно:Сила личности - стремление к успеху

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

виды памяти

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Апатичный человек: качества личности, советы психологовВам будет интересно:Апатичный человек: качества личности, советы психологов

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  • Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  • Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  • Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  • Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.
  • На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

    Как полюбить себя как женщину, как повысить самооценку и уверенность, как быть собой: советы психологаВам будет интересно:Как полюбить себя как женщину, как повысить самооценку и уверенность, как быть собой: советы психолога

    Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

    Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

    Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

    Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

    Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

    Интеллектуально-мнестическая деятельность

    Запоминание тесно связано с интеллектуальной деятельностью. И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

    Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

    Развитие интеллекта

    Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на - "плохо" и "хорошо", "выгодно" - "невыгодно". Они воспринимают абсолютно все .

    Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

    Мнестическая деятельность - это развитие. Как только личность перестает тренировать свой интеллект, устанавливать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

    Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

    Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

    формирование памяти

    Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

    Методы исследования памяти

    Как было сказано, память бывает произвольной и непроизвольной; а по срокам хранения — краткосрочной и долгосрочной. Чтобы изучить свойства непроизвольной памяти, испытуемым предлагали выполнить не тяжелую работу. А по окончании ее выполнения, просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.

    Краткосрочную память исследуют более подробно. Испытуемых проверяют на возможность запомнить разные по модальности объекты, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем краткосрочной памяти. У каждого субъекта эти свойства особенные. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему мы помним хорошо одни мысли и факты, и почему забываем другие.

    Классический метод исследования памяти придумал психолог Герман Эббингауз. Для испытания памяти он предложил использовать слоги, абсолютно лишенные смысла. Невозможность провести какие-либо ассоциации, применить свои интеллектуальные способности дает возможность определить чистый объем "технической памяти". То есть тот резервуар в мозге, где хранятся сведения лишь для какой-нибудь срочной задачи.

    Нарушения памяти. Причины

    Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

    расстройства внимания

    Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  • Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  • Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  • Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  • Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  • Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  • Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.
  • Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

    Дислексия из-за нарушений памяти у детей

    Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

    Дислексия и память

    При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

    Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

    Коррекция

    Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

    • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
    • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и "перегрузиться".
    • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
    • Использовать ассоциации при обучении.
    • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

    внимание и память

    Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

    Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.



    Источник