20-10-2018 19:09

Альтернативная коммуникация: методы и основные задачи

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единственным способом общаться с теми, кто говорить не может.

Общая информация

Общение является не просто беседой, а передачей информации. Это способ поделиться с другими своими мыслями и получить ответ. Большинство людей сразу представляет себе общение посредством слов. Но когда речи у человека нет, в ход идут альтернативная и дополнительная коммуникации. Это обычно касается детей с особенностями развития.

Выбор методов

Как дисциплинировать себя: способы и методы, психологические приемы, советыВам будет интересно:Как дисциплинировать себя: способы и методы, психологические приемы, советы

Так как видов альтернативной коммуникации существует много, в каждом отдельном случае их подбирают индивидуально. При этом учитывают наличие когнитивных и моторных навыков человека. Доказано, что применение альтернативных способов коммуникации очень эффективно для тех, кто не умеет разговаривать. Ведь если человек не владеет речью, он может вести себя агрессивно, не имея иной возможности поведать о своих эмоциях. Использование альтернативных способов коммуникации помогает ему общаться с другими. Как только выясняется, какой способ подойдет лучше всего, окружение ребенка строит общение с ним именно по данному методу.

Термин

Поддерживающая коммуникация – терапевтическая и педагогическая помощь, которую оказывают тем, у кого отсутствует устная речь. Обучение альтернативному средству коммуникации оптимизирует способности человека к общению. Оно нужно всем, чья речь сформирована в недостаточной мере. Альтернативная коммуникация – система методов, которые помогают справиться с длительным периодом, когда речь у человека отсутствовала. Также они помогают тем, у кого имеются нарушения речи. Используя альтернативную невербальную коммуникацию, они начинают эффективнее понимать окружающих и дополнять свою устную речь. Это приносит положительный результат.

Владимир Леви: биография, творчество, фотоВам будет интересно:Владимир Леви: биография, творчество, фото

Выделяют следующие виды альтернативной коммуникации и речи: система PECS, язык жестов, интерактивные доски, карточки-подсказки, книги «разговоров», устройства с синтезатором речи.

Язык жестов

Есть много разновидностей жестового языка. Тотальной коммуникацией является сочетание речи с жестами. Тот, кто пользуется этим способом альтернативной коммуникации, фактически овладевает языком, сочетающим 2 модальности. Смысл отдельных слов выделяется ярко, и человек хорошо понимает, о чем идет речь.

Интерактивные доски

На этих устройствах отображаются визуальные знаки, собранные по отдельным темам. Они бывают разных масштабов и форматов, зависящих от обстоятельств, в которых ими пользуются. Метод альтернативной коммуникации с картинками бывает и портативным, и стационарным. В последнем случае доски находятся на одном и том же месте. Различия в заданиях для альтернативной коммуникации и речи в картинках позволяют находить индивидуальный подход к тому или иному ребенку. Организованы они так, чтобы мотивировать человека на улучшение своих навыков.

Карточки-подсказки

Обычно этот вид альтернативной коммуникации применяют для обучения людей, владеющих речью, пусть и не на достаточном уровне. Их используют для напоминания отдельных слов. Чаще всего каждая карточка содержит сообщение, изображенное с подсказкой. Поэтому этот вид альтернативной коммуникации для детей используют, когда ребенок уже приучен к подсказкам окружающих. Он наиболее эффективен в случаях, когда человек хочет рассказать нечто важное.

Карточки ПЕКС

Психологические тренинги для родителей: задачи, условия проведения, отзывыВам будет интересно:Психологические тренинги для родителей: задачи, условия проведения, отзывы

Этот метод альтернативной коммуникации разработали Лори Фрост и Энди Бонди в конце прошлого века. В основу его легли принципы из прикладного анализа поведения. Способ стал чрезвычайно популярен.

Однако данная методика за время своего существования успела обрасти рядом мифов. Так, многие считают, что раз в процессе обучения используются карточки, значит, это и есть PECS. Но на деле методика не является просто работой с картинками. Действуя согласно системе, взрослые в первую очередь учат ребенка выражению его потребностей, желаний. PECS содержит 6 этапов обучения, а также ряд предписаний по поводу включения в процесс объектов.

Чаще всего данный метод применяют для обучения людей, страдающих от тяжелых коммуникативных нарушений. Визуальные расписания являются способом улучшить восприятие речи.

Заблуждением является и то, что данная система используются лишь для работы с людьми, которые не разговаривают вообще. Ее применение предполагается и в отношении тех, кто освоил речевые навыки.

Больше всего внимания PECS уделяет обучению ребенка самостоятельному провоцированию разговора с окружающими. Кто-то способен говорить, однако с трудом понимает, когда взаимодействие с человеком нужно. Так, ребенок может начать общение с холодильником. А PECS учит его социальному подходу.

Другая категория больных владеет речью, но говорит только в случаях, когда слышит вопрос либо подсказку, что пришла пора что-либо сказать. И данная система учит спонтанности таких людей.

Мифом является то, что система предназначается лишь для работы с маленькими детьми. Существуют данные о учениках, которым на момент обучения было 85 лет. Особенности применения метода несколько разнятся для людей старшего и младшего возраста. Но главные принципы остаются прежними.

То, что PECS учит лишь просьбам – тоже заблуждение. Это только один из основных навыков, которым овладевают ученики. На последних этапах они начинают комментировать происходящее.

Кто-то считает, что, если дети просят что-либо по PECS, то это нужно выполнять. А в результате они становятся избалованными. Но в данной системе выполнение просьб предполагается лишь на первом и втором этапах обучения. Этого времени хватает для формирования доверия у учеников. Они начинают доверять как самой системе, так и партнерам. В случаях когда отказы в адрес ученика звучат на ранних этапах, он отказывается от общения. Ведь опыт говорит ему о том, что оно не работает должным образом.

Но уже после овладения второй ступенью программы он обладает настойчивостью в общении. И тут уже он сталкивается с тем, что на его просьбы ему отказывают.

Еще одним распространенным мифом является мнение о том, что использование PECS служит помехой для развития устной речи у человека. Однако в реальности дело обстоит противоположным образом. PECS приводит к тому, что ученик начинает применять устную речь. И в доказательство тому был проведен ряд исследований. Даже не разговаривая, благодаря PECS человек все равно обретет пути общения с окружающими его людьми.

Книга «разговоров»

Книга по альтернативной коммуникации включает как картинки, так и записи разговоров. Ее применяют для повышения навыков вести диалог. Тематика ее – повседневная. Применяют этот вид альтернативной коммуникации для детей прямо по ходу общения с взрослыми. Необходимо подбирать книгу, учитывая возраст, темы разговоров, соответствующие повседневной деятельности ребенка. Нужно, чтобы содержание книг было реалистичным, фото должны фиксировать окружающие места, людей – это помогает маленьким детям ориентироваться. Этот альтернативный вид коммуникации и речь развивает, и помогает человеку придерживаться тематики разговора.

Синтезаторы речи

Устройства данного типа воссоздают голоса тех, кто ими,увы, не обладает. Подобрать подходящую аппаратуру могут только специалисты. Выбрав устройство, определяют необходимый словарь, выбирают размеры текста. Также занимаются подбором упражнений, мотивирующих ребенка использовать аппаратуру.

Ицхак Пинтосевич: биография, личная жизнь, коучинги, книги и фотоВам будет интересно:Ицхак Пинтосевич: биография, личная жизнь, коучинги, книги и фото

Есть немало похожих средств, среди которых встречаются предназначенные для не понимающих визуальные знаки. Для использования таких устройств человек должен обладать пониманием причинно-следственных связей.

ДЦП

Дети с ДЦП требуют особого внимания, у них всегда имеются сложности с речью. Альтернативная коммуникация при двигательных нарушениях зарекомендовала себя в качестве прекрасного способа помощи им. Однако каждый такой ребенок имеет ряд особых характеристик, и средства всегда подбираются индивидуально.

Календарная система

Среди практических методов альтернативной коммуникации воспитателя в школе отмечают календарную систему. Она позволяет совместить знаки и реакции. С этого начинается обучение общению.

В календаре имеются тактильные символы, которые ученики сами находят, дотрагиваясь до них, перекладывая и удерживая. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию такого типа не требует хорошей мелкой моторики. По этой причине страдающим от ДЦП оно вполне подходит.

Картинный календарь создают полиграфическим способом. Им пользуются для обучения имеющих зрение, но вместе с тем и проблемы со слухом, а также для работы с умственно отсталыми людьми. Так, ребенок в возрасте 3-4 лет, плохо владеющий конечностями, поддается обучению посредством картинок. Уроки подобного типа станут полезными и приятными ему. Проходят они таким образом. Ученику демонстрируют изображение ряда предметов, дают их описание, а потом указывают на разные, спрашивая, к примеру: «Это яблоко?» Когда он понимает, что это так, он знаками подтверждает это. Подтверждение может выражаться жестом, наклоном головы.

Аутизм

Рассмотрев, какие средства относятся к средствам альтернативной коммуникации, можно понять, что существуют среди них и те, которые больше всего подойдут аутистам. Обычно работа с этой категорией детей направлена на то, чтобы сделать их поведение более типичным.

Аутиста важно научить социализации, и каждый метод терапии должен быть сопряжен со взаимодействием с обществом. Практикуя уроки альтернативной коммуникации для детей с аутизмом, важно учитывать несколько моментов. Так, необходимо делать поощрение для них. Нужно предоставлять им выбор способа выражения своих чувств, чтобы они не уходили от общения.

К примеру, ребенок может сбегать от людей и наблюдать, как течет вода из-под крана. Но задача взрослого состоит не в том, чтобы не дать ему этого сделать, а в том, чтобы обучить его попросить то, чего он хочет. Это ведет к тому, что он перестанет избегать разговора, а вполне бесконфликтно согласится пойти вместе смотреть на это явление. В альтернативной коммуникации в работе с аутистами есть ряд подобных тонкостей.

Нередко аутисты страдают от падений на пол. Когда человек чего-то не хочет делать, он просто падает на землю. И задача взрослого - предотвратить это. Но терапия должна направляться на то, чтобы дать аутисту возможность сказать, чего он не хочет. Эту задачу решают коммуникаторы, где есть кнопочка «нет».

Чтобы ребенок был здоровее, важно предоставлять ему право отказываться от чего бы то ни было. Это не означает, что взрослый всегда будет идти на уступки. Порой делать то, чего не хочется, важно для развития – к примеру, идти в душ. Но можно добиваться того же итога, при этом оставляя за ребенком право на отказ.

Так, если, к примеру, ребенок не хочет идти на улицу, то имеет смысл объяснить ему, почему взрослый не оставит его одного дома. Если все сделать грамотно, то такой метод окажется эффективным.

Невербальные аутисты

Нередко уже будучи взрослыми люди, страдающие данным заболеванием, первым делом, оказавшись в стрессовой ситуации, утрачивают речь. Порой это происходит с ними без всяких на то причин. Однако им могут помогать специальные коммуникаторы. Поэтому тем, кто взаимодействует с аутистами, имеет смысл применять методы альтернативной коммуникации. Идея о том, что речь является самым важным способом общения, не имеет под собой реальных оснований.

Есть множество средств, позволяющих ребенку выработать четкость и громкость голоса. Все дело в том, что аутисты нередко разговаривают тихо.

Сомнения

Ряд исследователей высказали мнение, что альтернативная коммуникация мешает развитию устной речи. Однако те, кто использовал этот метод на практике, уверяют, что это является не более, чем мифом. Такую точку зрения подтвердили и научные исследования.

Правила обучения

Обучая людей, не владеющих навыками говорения, нужно соблюдать ряд важных правил. Только действуя грамотно, можно достичь хорошего результата. Так, обучение проводят лишь в те моменты, когда у детей есть к тому интерес. Также нужно разбивать уроки на отдельные этапы. С появлением первых признаков потери заинтересованности в процессе обучение прекращают.

Поэтому имеет смысл совершать действие, затем ждать реакции. Похвалить, показать следующую деталь. Нужно оставлять человеку время для реакции. Замечая усердность, поощрять. На это скупиться не стоит. Важно запастись терпением исходя из того, что ребенок никогда не научится говорить.

Если все было проведено верно, аутист в дальнейшем будет способен общаться в домашней обстановке, в учебном заведении, действовать в самых разнообразных ситуациях. Он начнет социализацию, познание окружающего мира.

Как используют методы

Обучая ребенка альтернативной коммуникации, ему преподают несколько предметов. Среди них всегда есть чтение. В него включают «чтение» движений тела, картинок, звуков, пиктограмм и так далее. Преподавая ряд этих дисциплин умственно отсталым детям, педагоги формируют их представления о мире.

Альтернативную коммуникацию можно использовать на постоянной основе, а можно пользоваться ею лишь в некоторые периоды, когда она служит помощью для овладения речью. Она способствует более быстрому появлению речевых навыков у детей.

Показания

Альтернативная коммуникация применяется в следующих случаях: когда имеются нарушения слуха, двигательные, интеллектуальные, которые могут повлиять на способность человека усваивать вербальные сигналы. Также сюда относят проблемы эмоциональной сферы, органические проблемы, ряд различных заболеваний, приобретенные травмы, ограничение речевых возможностей по тем или иным причинам.

Подбор метода

Выбирая метод альтернативной коммуникации, всегда берут во внимание особенности каждого человека. Так, у ряда детей понимание смысла коммуникации занимает много времени. Люди с синдромом Дауна долго обрабатывают информацию. Однако они хорошо воспринимают зрительные данные, имитацию действий. По этой причине в отношении них применяют жесты, учат их чтению, используют карточки, поддерживая в моменты, когда речь только начинает формироваться.

Главные принципы

Одним из основных принципов является движение от реального к абстрактному. Сначала человеку показывают фото настоящего предмета, а далее демонстрируют пиктограмму того же объекта.

Следующим принципом считают избыточность символов. То есть одновременно применяют и жесты, и фотографии, и текст. Применение всех этих систем способствует развитию абстрактного мышления, стимулирует понимание звуков.

Обязательно включают в обучение постоянную поддержку и мотивацию. Работа эта требует упорного и долгого труда. Новым методам взаимодействия с ребенком должны обучаться и его родственники, и персонал. И все они должны мотивировать и заинтересовывать его. Далеко не все элементы альтернативной коммуникации даются легко.

Еще одной важной составляющей является функциональное использование в общении. Наиболее трудно дополнительную коммуникацию начать применять вне занятий. Между тем применение ее вне пределов уроков – главная цель обучения методам альтернативной коммуникации.

Подробнее о жестах

Спокойный человек: определение, характеристика, мнения психологовВам будет интересно:Спокойный человек: определение, характеристика, мнения психологов

Жестами являются движения человека, которые несут в себе определенную смысловую нагрузку. Существует ряд причин, по которым они используются для общения с теми, чья коммуникация нарушена. Так, они визуализируют слова, создают некий мост к устной речи, способствуют запоминанию ребенком новых слов, позволяют использовать речевые конструкции, которыми он не владеет. Посредством движений человек может передавать собеседнику сообщения, когда речь не сформировалась до конца либо не является разборчивой. Жест – инструмент, визуализирующий образы действий и слов. Важно применять жесты вместе с произносимыми вслух словами.

Есть разнообразные группы жестов. К ним относят: символические социальные, дополнительные социальные, имитирующие простые предметные действия. Выделяют и описательные.

Чтобы изучать и запоминать жесты, обязательно пользуются большими фотографиями, которые изображают предметы, действия. Их показ обязательно сопровождают жестами. Фотографиями пользуются и в сюжетных играх. К примеру, обучая человека распорядку дня.

Главными преимуществами данной системы считается то, что руки человек может использовать в любой момент, чего не скажешь об устройствах, которых рядом может не оказаться. Жесты проще освоить, чем слова. Детям можно помогать в процессе обучения своими руками.

Но есть у такой системы и ряд недостатков. Например, ряд жестов будет понятен лишь узкому кругу людей. Такому способу общения не обучить тех, у кого слишком серьезные нарушения двигательного аппарата. У ребенка должна быть хорошая память, чтобы обучаться их применению.

Подробнее о пиктограммах

Помогать в удовлетворении потребностей в коммуникации могут и пиктограммы. По ним учат детей читать. Главной целью их использование является организация общения с учениками, которые не разговаривают. Также среди целей выделяют активизацию невербального интеллекта. Пиктограммы зарекомендовали себя в качестве способа скорректировать психику умственно отсталых людей.

Занятия с применением пиктограмм помогают детям развить их когнитивные способности. Благодаря опоре на визуальную составляющую у них развивается импрессивная речь. Это, в свою очередь, служит предпосылкой для появления экспрессивной речи.

Больше всего работают с символическими изображениями объектов, с которыми ребенок впоследствии столкнется в ходе жизни в социуме. К примеру, его обучают распознавать разрешающие, запрещающие, предупреждающие знаки и так далее.

Таким образом был сформирован целый кодовый словарь. Им пользуются в повседневной деятельности, а также в ходе уроков. Каждая пиктограмма в словаре помещается на отдельный цветной фон. Цвета их всегда разные. Сделано это для того, чтобы у ученика возникали ассоциации с разными грамматическими разделами. Это очень важно для того, чтобы функциональные связи подключать к синтаксису.

Символы изображены четко, они хорошо узнаваемы - это нужно для того, чтобы человек впоследствии идентифицировал их с настоящими объектами либо их реалистичными иллюстрациями. Кодовые словари помогают умственно отсталым в умеренной степени. Иногда они применяются в обучении людей с тяжелой формой умственной отсталости. Ученики впоследствии общаются как дома, так и во множестве повседневных ситуаций.

Обычно обучение невербальным средствам коммуникации осуществляют по этапам. Сначала знакомят человека с понятием пиктограммы. Далее формируют понятие явления на основе изученных символов. Закрепляют навык самостоятельных действий с пиктограммами. А в конце обучают самостоятельному ориентированию в изученных символах, что и является «чтением пиктограмм».

Подробнее о глобальном чтении

Чтение, согласно официальной позиции психологии, является формой общения, сложенной из техники проговаривания и понимания текста. Важно учитывать, что одно лишь восприятие текста не считается чтением. Человек обязательно должен воспринимать смысл того, что читает. По этой причине чтение – мыслительный процесс. Что это значит? Процесс изучения глобального чтения развивает импрессивную речь, мышление человека вплоть до овладения произношением. Глобальное чтение стимулирует развитие людей с синдромом Дауна. Все дело в том, что их сильная сторона – развитое образное восприятие.

Глобальное чтение проявляется в узнавании слова целиком без выделения букв в отдельности. Обучают ему так. Берут карточки, на которые выписывают ряд слов. Обычно они белого цвета, а буквы – черного. Обучение проводят последовательно, постепенно. Слова всегда обозначают хорошо знакомые человеку объекты.

Чтобы правильно провести урок глобального чтения, обязательно предварительно осуществляют подготовку к обучению. В нее включено множество игр и специальных заданий, развивающих зрительное восприятие, внимание, понимание речи, способности к соотношению объектов и их иллюстраций.

Начинать подготовку к обучению следует лишь с того момента, когда человек уже овладел данными способностями. Важно применять дидактические игры, нацеленные на слежение за дорожками, декоративное рисование. Нужно мотивировать ребенка осваивать новые навыки, предлагая ему в процессе уроков куклы, игрушки.

Занятия проводят следующим образом. Во-первых, ребенок читает особые энграммы с именем человека, кличкой домашнего питомца. На уроках нередко встречается применение самодельных книжек, картинок и подписей к ним.

Поначалу их делают, не учитывая определенной тематики. В них содержатся слова, встречаемые ребенком в повседневной деятельности наиболее часто. Очень часто применяют семейные фото в качестве материала. Их дополняют печатными надписями. Их повторяют на отдельных карточках, и человек учится подбору одинаковых слов. Далее подписи прикрывают, а человек воспроизводит в памяти нужные надписи и совмещает с изображениями. По мере того как он учится, картинки дополняют несколькими словами, речевыми конструкциями.

Также подбирают и слова на главные лексические темы, снабжая их также рядом подписей. Занятия для самых маленьких начинают с темы «Игрушки». Берут по 2 таблички с надписями. Нельзя начинать со слов, которые пишутся похожим образом.

Важно, чтобы каждая фраза была простой, а все иллюстрации – яркими и привлекающими внимание ребенка. Все объекты должны быть хорошо знакомыми ученику. Пишутся слова только разборчивым шрифтом.

Заключение

Таким образом, альтернативная коммуникация играет важнейшую роль в человеческой жизни. Для обучения ее методам нужно знать ряд тонкостей. И тогда почти любой обретет способности к общению.



Источник